Введение

     Первое издание книги русского историка и писателя Михаила Александровича Орлова относится к 1904 г. Так же как и труд  А.В. Амфитеатрова (обзор смотрите ниже) представляет собой исключительно материалистическое исследование «нечистой силы» как культурного феномена. В интернет вариантов описания монографии достаточно много, а в этом обзоре будет то, что показалось мне особенно интересным. А вы можете выбрать, то что покажется интересным вам или прочитать полностью монографию Михаила Орлова.

chimba_a9ecd21874357961754012b4ba81b0b6.png

                                                       2

                    Нечистая сила в народных сказания.

chimba_8b98cb505b1208a7e09b2ff29f1bed44.png

За основу своего исследования М.А. Орлов берет информацию из книга А. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», а также сборник русского географического общества «Труды этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край

 Добавлю, что Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871 гг.) был в свое время известен, как исследователь славянской мифологии и в своих работах использовал богатый фактический материал.

         Как отмечает автор у народа есть множество образов и названий нечистой силы и в первую очередь черта : «В словаре Даля мы находим следующий ряд синонимов  нечистый, некошный, черная сила, сатана, дьявол, лукавый, луканька, шайтан, шут, шиликун, шиш, шишига, отяпа, хохлик. Затем у Даля же при слове бес: змий, кромешный, враг ворог, вражья сила, недруг, неистовый, лукавый, нечистый, луканька, не наш, недобрый, нелегкий, нелегкая, нечистая сила, неладный, соблазнитель, блазнитель, морока, мара, лихой, игрец, шут, шайтан, черная,   неключимая сила, некшный, ненавистник рода человеческого, наше место свято. Сверх того каждый тип нечистой сил, например, домовой водяной, леший тоже имеют многочисленные местные названия. Наконец отдельные русские племена, например, малороссы, разработали свою особенную синонимику. У них черт называется: кадук, дидько, болотянык, морок, мара, дыво, лыхо, бида, бис, черт, дыявол, недолий и облуд».

    Кроме черта в народных сказаниях существуют и другие представители нечистой силы, например, домовые. «Домовой или, другими словами, домашний дух, покровитель дома, есть не что иное, как дух отдаленного предка тех, кто живет в этом доме. Это благодетельное второстепенное божество. Так вероятно домовой понимался нашими предками язычниками. Но христианств, явившееся на смену древней вере живо привело к одному знаменателю всех членов прародительского Олимпа и перечислило их в чертей».

   Есть в народе и поверье, что хозяин может сам себе сделать домового из «сноска» то есть из крошечного яичка от курицы оплодотворенной «нечистым».  Дальше человек укладывает яичко под мышку и носит его девять дней дожидаясь когда вылупится чертик, который потом становится верным слугой хозяина дома. Например в Винницком уезде считалось, что богатые мужики достигли достатка именно с помощью черта-домового.

  Можно получить определенную выгоду и от договоров с другими духами например,, лесными или водяными. Зиму эти персонажи проводят в спячке, а пробуждаются 3-го апреля.

     Водяной, в народе, чаще всего представляется как самый злой из всех духов. Например, при начале строительства мельницы он берет подать- человека, но можно переложить зарок на какое-нибудь домашнее животное. В связи с чем распространилось мнение, что злой мельник может положить зарок на любого  недруга и водяной рано или поздно доберется до несчастного. Водяные –большие любители простых человеческих удовольствий. «В Олонецкой губернии записано сказание, что нечистые духи вообще, а водяные в особенности, любят собираться в кабаках и там бражничают и играют в карты и  кости.  На том веровании, вероятно, основалось признание водного покровителем пчеловодства. Таким образом, водяной дедушка разделяет культ пасечников с известными святыми Зосимою и Савватием считающимися патронами пчеловодства. Иные старозаветные пчеляки собирают  первый рой на своей пасеке в мешок и, привзав к нему камень, топят в реке. Водяной за это угощение отплачивает обильным роением и взятком. В самый день св. Зосимы и Савватия 27-го сентября, пасечники вынимают из улья соты и ровно в полночь отправляются к мельнице и там произносят известное заклинание, бросают его в воду».  Водяные –владельцы душ утопленников, погибших без покаяния и следовательно, попадающими в рабство нечистой силе.  

 chimba_1b28cf0cc5bd8f306c6d82dc47b65959.png

Среди людей союзники чертей конечно же ведьмы и колдуны разных мастей.  М.А. Орлов пишет: «По этой части довольно обширный материал мы находим в сборнике географического общества. Это и понятно. Верование в ведьм на юге России удержалось несравненно крепче, чем на севере. Недаром же возникло наше летучее слово: ведьма киевская. Определить понятие о ведьме очень легко. Ведьма –это баба, связавшаяся с дьяволом и посему устремляющая всю свою деятельность во вред людям. Ведьмы бывают естественные, либо искусственные, то есть ведьма может родиться на свет, или же, родившись на свет совершенно нормальною женщиною, может стать ведьмою впоследствии. У врожденных ведьм есть примета, вполне их изобличающая,- хвост. Сначала этот придаток бывает величиною не больше пальца, но впоследствии, особенно если ведьма усердно занимается ведьмовством, хвост у нее отрастает и делается такой, как у собаки». Естественные ведьмы могут быть вполне безобидными, поскольку не их вина, что родились такими и следовательно для них не обязательно стремление делать зло. Вот искусственные – это женщины злые по натуре и соответственно вступившие в союз с чертом по доброй воле.

   Любимым занятием ведьмы считается доение чужих коров.  «У нас на юге полагают, что для того чтоб овладеть чужою коров, ведьма ее доит либо на Благовещенье (25 марта), либо на Юрьев день 23-го апреля, либо в первый день Пасхи. Если ей это удастся- дело кончено: корова после того хозяевам уже не дает молока».   При этом существует и колдовской способ доения –просверлить дырочку в стене и с помощью заклинания направить молоко в это отверстие. Считается, что во время доения ведьму можно обнаружить и поймать  с помощью разных хитрых манипуляций. Например, накинуть шнур из новых неношеных шаровар и держать до тех пор, пока ведьма не выбьется из сил пытая освободиться, превращаясь в кошку или другое животное. Считается, что ведьмы часто превращаются в сорок. Сохранилась легенда, что в смутное время Марина Мнишек, которая была ведьмой спаслась от рук восставших москвичей обратившись сорокой и улетев из царского терема. Добавлю, что речь идет о событиях так называемого «смутного времени», а именно об убийстве  Лжедмитрия I в мае 1606 г., который был  посажен на русский престол поляками. Кстати, Мнишек была первой русской царицей. Впоследствии уже после провала польского плана в 1614 году Мнишек была арестована, ее 3-х летний сын (якобы  претендент на престол) повешен. Сама она вскоре умерла, но будучи ведьмой успела наложить проклятие на род русских царей, который должен был в итоге сгинуть. Правда это или легенда судить не берусь, но факт остается фактом и так оно и вышло.

                                                                 3

                 Как власть боролась с чародейством и суевериями.

 chimba_36801d0309cdf0f2d3e82f80f3787b16.png

«Волхвы, колдуны, ведуньи в нашей старой вере, надо полагать, играли едва ли не более выдающуюся роль, чем жрецы Перуна, Волоса, Хорса, и прочих чинов нашего прародительского Олимпа. К каким богам обращались эти кудесники, какими силами они орудовали, это покрыто мраком неизвестности». Но в народе эти древние верования сохранились и в совокупности с христианскими представлениями породили определенное двоеверие. Естественно христианская церковь не могла смириться с существованием языческих суеверий и активно с ними боролась. «Митрополит Иоанн, живший в XII веке, Кирилл Туровский, митрополит Фотий и Даниил, «Кормчая книга», «Домострой», «Стоглав» громят волхвов и веру в них народа, грозят за обращение к ним церковными карами, настаивают на том, чтобы все прибегающие к кудесникам не допускались к причастию. В «Кормчей Книге» прямо упоминается о том, что люди обращаются к волхвам («следуют поганым обычаям») в чаянии увидеть от них некая неизреченная». Нарушение запретов на колдовство и обращение к колдунам в отличии от Западной Европы, где вовсю пылали костры инквизиции, на Руси грозило нарушителям лишь строгим церковным покаянием. Суеверия – это заблуждение, которое можно искоренить разъяснением и воспитанием народа. В «Домострое» протопопа Сильвестра написанном в 15 веке имеется описание всех распространенных суеверий, которым особенно грешат женщины. «Издетска начнет она, -говорит Сильвестр, - у проклятых баб обавничества (чародейство, от обавать, -нынешнее обаять, обаяние) навыкать и еретичества искать, и вопрошать будет многих, как бы ей замуж выйти и как бы ей мужа обавити на первом ложе и в первой бане; и взыщет (будет искать) обавников и обавниц, и волшебств сатанинских, и над ествою будет шепты ухищряти  и под нози подсыпати и в возглавие и в постелю вшивати, и в порты резающи. И над челом втыкаючи и вские прилучившиес к тому промышляти, и корением и травами примешати, и всем над мужем чарует».

Что касается смертной казни для особо злостных нарушителей –чародеев, то сжигание таковых было узаконено при Иване Грозном (1547-1584 гг.), который был сам весьма суеверным. В 1547 году в Москве случился пожар в пламени которого погибло примерно 2000 человек. В народе пошли слухи, что причиной стало колдовство бояр Глинских. На собрании народ в большинстве обвинил княгиню Анну Глинскую с детьми, которая вынимала человеческие сердца и клала их в воду. Потом той водой кропила в разных местах города и оттого пожар разом охватил всю Москву. Князя Юрия Глинского  растерзали тут же, а княгиня спаслась благодаря заступничеству Ивана IV. А вот военоначальник Михаил Воротынский обвиненный в сговоре с ведьмами и желании навести порчу на царя  подвергся пыткам огнем, вследствие чего и умер. 

   Даже такой просвещенный человек, как Петр Великий был в какой-то степени подвержен вере в существование чего-то такого потустороннего. В воинском уставе 1716 года предписывалось: «Если кто из воинов будет чернокнижник, ружья заговорщик и богохульный чародей, такого наказывать шпицрутенами и заключением в оковы или сожжением». Телесные наказания полагались за записки с заговорами или гаданиями, а смертная казнь - если будет доказана связь с Дьяволом.

   Уже в семидесятых годах 19 века в Тихвинском уезде Новгородской губернии в одной из глухих деревень была сожжена одинокая старуха- бобылка, которую обвинили в наведении порчи на нескольких баб -кликуш.   Но это были уже единичные случаи, а в наше время так вообще- астрологи да гадатели в почете….доходное занятие.

                                                               4                             

                                                    Заключение

                Это 1-я часть обзора монографии. Продолжение следует.