Введение
Национальные задачи России – это совокупность сбалансированных интересов государства, социальных, политических и иных структур общества, а также личности, которые носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики России.
Её жизненно важные национальные задачи представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечит существование и возможность прогрессивного развития личности, общества, государства.
Реализация национальных задач возможна только на основе устойчивого развития экономики, предполагающего её переход к модели эффективного функционирования с необходимым и достаточным уровнем государственного регулирования экономических процессов, гарантирующего стабильность и динамику роста многоукладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, рациональное расходование природных ресурсов. На тысячелетнем историческом пути Россия сложилась в особую цивилизацию, обладающую огромной территорией и природными ресурсами Евразии, вобравшую в себя труд, ум и волю, духовные ценности множества народов, ставшие в своей совокупности ценностями планетарного масштаба. Сохранение и приумножение этих ценностей имеет не только национальное, но и общечеловеческое значение.
1. Понятие национальных задач
В последнее десятилетие XX в. в условиях разрушенной экономики и утерянных позиций на мировых рынках Россия была вынуждена одновременно восстанавливать государственность и создавать на новых, рыночных принципах народное хозяйство, защищать в борьбе с международным терроризмом и сепаратизмом целостность страны. В течение десятилетия была демонтирована прежняя плановая экономика, привычный уклад жизни сломан, пересмотрены прежние моральные и социальные ценности, политические и общественные институты.
То, что пришло на их место, стало малопонятным, неудобным и зачастую во многом неприемлемым для подавляющего большинства россиян. Плохо работает новое государство, рыночная экономика обогащает лишь незначительную часть общества, усиливается социальное и имущественное расслоение, изнашиваются и находятся в состоянии кризиса здравоохранение, образовательная и жилищно-коммунальная системы.
В дефиците моральные авторитеты, справедливость и вера в целесообразность и правильность сложившегося устройства общества. Ослабла общественная безопасность, а политическая и военная обстановка в мире становится тревожной.
Все это вызывает справедливое раздражение, недовольство россиян, зачастую – ностальгию по «старому, доброму» прошлому.
У многих возникает желание попытаться реанимировать советскую модель государства и общества, т. е. время, когда «все было просто и понятно». Другие ищут общественный идеал еще дальше в глубине истории, хотят реставрации монархической и имперской России, которая была уничтожена революцией 1917 г. Третьи призывают механически копировать опыт западных, иных стран, насадить в России «американскую», «британскую», «немецкую» и чуть ли не «иракскую» модель демократии и капитализма.
Национальные задачи – задачи, без решения которых невозможно обеспечить выживание и развитие страны. Возможность их решать появилась совсем недавно. 1990-е годы стали временем слома старого общественного устройства и закладывания нового.
2. Основные национальные задачи
2.1. Победа над бедностью
Первоочередная общенациональная задача России – это победа над бедностью, рост благосостояния россиян, которые пока не дотягивают по показателям материального благосостояния до уровня среднего класса.
Чтобы наше общество было устойчивым, жизнеспособным и стабильным, средний класс должен объединять не менее половины его членов.
1. Именно значительное расширение среднего класса, превращение его в численно доминирующую часть общества является ключом к решению проблем:
• экономики (расширение внутреннего рынка, обеспечение устойчивого спроса на отечественные продукты, товары и услуги);
• социальной сферы (реконструкция на новой, рыночной основе систем социальной поддержки, здравоохранения и образования);
• политики (формирование общественно-государственного порядка, признаваемого справедливым большинством граждан).
2. Наиважнейшей задачей является существенное улучшение материального положения работников бюджетной сферы. Необходимо последовательно использовать госбюджет для повышения зарплаты врачам, преподавателям, научным работникам, госслужащим, военным. Это станет важным шагом в борьбе с бедностью работающих, прежде всего работников с высшим образованием, которые являются потенциальными членами групп среднего класса. Также это позволит продвинуться в утверждении норм социальной справедливости, создании эффективных моделей вертикальной мобильности, в упрочении высокого статуса высшего образования и военной службы.
3. Необходимо дальнейшее повышение уровней пенсий и вытягивание наших соотечественников старшего возраста (а это – до трети россиян!) из-за черты бедности. На Западе пенсионер – это чаще всего обеспеченный человек, заполняющий свое время увлечениями, путешествиями по миру, зачастую финансово поддерживающий своих детей и внуков. В восточных обществах старики в большинстве своем окружены почетом и уважением, об их благосостоянии заботятся не только дети, но и вся большая семья патриархального типа. В нашей стране пока нет ни того, ни другого.
4. Важнейший шаг на пути борьбы с бедностью – улучшение материального обеспечения семей с несовершеннолетними детьми. В аграрном обществе расходы на детей были невелики, зато уже с раннего возраста они начинали помогать родителям, умножая производственный потенциал и материальные возможности крестьянской семьи.
2.2. Установление справедливого общественного и морального порядка
Главное условие динамичного экономического развития страны, социального мира и легитимности государственной власти – справедливость общественного устройства.
Новое понимание социальной справедливости исходит из основного принципа: нравственно недопустима бедность большинства граждан страны на фоне существования меньшинства, утопающего в роскоши.
Одна из задач государства – таким образом перераспределять национальное богатство, чтобы не мешать самостоятельным и сильным самим зарабатывать себе на жизнь, чрезмерно ограничивая их частную инициативу. Но при этом государство должно обеспечивать равенство всех перед законом, противостоять неправомерным попыткам сильных завладеть тем, что принадлежит всей нации. На государство же возлагается обязанность давать поддержку и помощь слабым, тем, кому не хватает возможностей и сил вырваться из замкнутого круга бедности, кто в силу объективных обстоятельств при любых стараниях не может самостоятельно решить свои жизненные проблемы.
Богатые и обеспеченные россияне, если они хотят жить в безопасном обществе, не опасаясь каждый день и час за свою жизнь и имущество, должны быть ответственными гражданами. Не должны попирать нормы общественной морали, нравственности, бросать демонстративный вызов представлениям, убеждениям своих менее состоятельных и менее успешных сограждан. Российский бизнес обязан быть социально ответственным, работать на благо всей страны, а не только на пополнение своего кошелька.
2.3. Построение эффективной демократии
В развитии процессов демократизации современной России, на наш взгляд, можно выделить следующие этапы:
— 80-е годы. Демократия рассматривалась как социалистическая, либо как синоним перестройки, то есть попытки сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии, рыночных отношений, не затрагивая при этом коренных основ политического строя;
— 90-е годы. Слом прежней советской модели, создание нового государства было началом формирования новой общественности, принятия ценностей гражданских свобод;
— 2000-е годы. Произошла своего рода консолидация общества в отношении власти, демократии, политики в целом, сблизились люди разных поколений, регионов, профессий. При путинских реформах, проведенных в 2000-х годах, большинство людей оказались, по их мнению, в выигрышной ситуации, почувствовали, так сказать, глоток свежего воздуха, получили желанную стабильность и некий позитивный заряд. Они были удовлетворены, чего нельзя сказать о ельцинских реформах, которые, по мнению граждан, принесли лишь убытки, разруху и ухудшили экономическое положение;
— 2014-е и 2015-е годы стали исключительно значимыми в смысле консолидации российского общества на других основаниях – патриотических, что связано, прежде всего, с новым образом Российского государства. Факторами, определяющими политическую культуру современного россиянина (преимущественно авторитарную) являются слабость гражданского общества, низкий уровень политического образования и воспитания, слабая развитость политического движения в России.
Демократический процесс должен шаг за шагом расширять реальное пространство свобод личности, укоренять ценности свободы, сближать их с историческими традициями, моральными и культурными ценностями россиян. Демократизация России возможна лишь на основе усилий самого народа, роста его политической активности наряду с социальной ответственностью. Это неразрывно связано с дальнейшей демократизацией государства, с четкой регламентацией норм его функционирования, а также постоянным общественным контролем, с проведением административной реформы.
Основная внутренняя задача государства на современном этапе – создать условия, при которых граждане России могут зарабатывать деньги, с выгодой для себя вкладывать их в экономику страны. Для этого необходимо устранить то, что мешает людям жить и работать. Прежде всего, существенно изменить саму систему работы государственных институтов. Ведь не секрет, что сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом.
2.4. Обеспечение единства страны
Объективная сложность управления Россией заключается не только в её огромной территориальной протяженности, но и заметном различии между отдельными частями. Выделяются средне населённые, относительно бедные природными ресурсами, однако обладающие развитой инфраструктурой Центр и Север Европейской части, Поволжье; многонаселенные, относительно бедные ресурсами и с более слабой инфраструктурой Юг европейской части, Северный Кавказ; малонаселенные, почти лишенные инфраструктуры, но богатые природными ресурсами Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Россия разделена на множество регионов (административно-территориального единиц – областей, краев, республик и национальных автономных округов) с разным уровнем социально-экономического развития. Регионы различаются по размерам своей территории, обеспеченности ресурсами, степени дотационности бюджетов.
Обеспечение единства территории страны невозможно без учета различий в положении и интересах населения, проживающего в разных регионах. Такие различия существуют, и глубокие трансформации последних пятнадцати лет их только углубили. Речь идет о различной бюджетной обеспеченности регионов. О разных возможностях каждого из них обеспечить установленные федеральным законодательством жизненные стандарты граждан, проживающих на их территории. О разном доступе к транспортной, коммунальной, энергетической инфраструктуре, образованию, услугам здравоохранения.
Упразднить неэффективную «матрёшечную» структуру Федерации, устранить самые опасные диспропорции между регионами и помочь «вытягиванию» наиболее депрессивных из них призван процесс укрупнения регионов. Чтобы политически не дестабилизировать Россию, такое укрупнение должно быть добровольным, экономически целесообразным и идти при поддержке жителей самих объединяемых регионов.
2.5. Реконструкция систем образования и здравоохранения
Образование играло и играет исключительно важную роль в жизни общества и развитии экономики, особенно в эпоху информатизации и глобализации. Выделяются три направления модернизации образования. Обновление содержания образования и повышение его качества выдвигается на первый план. В итоге должен быть осуществлен переход на систему показателей качества образования, сопоставимую с мировой.
Стратегической целью политики государства в сфере здравоохранения должно быть улучшение здоровья населения. За годы предшествующих реформ оно заметно ухудшилось. И хотя не все здесь зависело от здравоохранения, положение в этой отрасли значительно усложнилось. Медицина стала фактически платной для населения, а поэтому недоступной для его значительной части, особенно живущей за чертой бедности.
Реформирование здравоохранения включает следующие компоненты. Планируется повышение реальной доступности медицинской помощи для широких слоев населения (после ее резкого ухудшения в 90-х гг.). Намечено создание условий и стимулов для увеличения средств, инвестируемых населением и работодателями в улучшение состояния здоровья. Другими словами, население должно иметь возможность в большей степени заботиться о своем здоровье. Предполагается создать условия и стимулы для максимально возможного предотвращения заболеваний и травматизма населения.
2.6. Решение демографических проблем
Безусловно, демографическая проблема в стране влияет на социальную политику в России. Основными направлениями социальной политики в сфере укрепления семьи и повышения рождаемости являются:
— социально-экономическая поддержка, стимулирование рождения 2-3-х детей;
— улучшение репродуктивного здоровья;
— формирование ценностей семьи с несколькими детьми, повышение престижа материнства и отцовства, укрепление семьи.
Нужно активизировать политику, направленную на сохранение репродуктивного здоровья и противодействие абортам. Важной составной частью этого направления является предупреждение бесплодия и его лечение, развитие репродуктивных технологий, позволяющих бесплодным супругам реализовать свою репродуктивную функцию.
Важное место в политике, направленной на повышение рождаемости и укрепление семьи, должна занимать подготовка детей и подростков к семейной жизни. Она должна быть направлена как на формирование духовно-нравственных ценностей, ценности семьи, идеала стабильного официально зарегистрированного брака с несколькими детьми, здорового образа жизни, так и на привитие навыков межличностного общения (в том числе в будущего супружестве), выработку норм поведения в различных ситуациях добрачной и семейной жизни, предупреждение раннего начала половой жизни, обучение различным видам домашнего труда.
Основные направления социальной политики в сфере снижения смертности:
— сокращения разрыва в продолжительности жизни населения с государствами, обладающими аналогичным социально-экономическим потенциалом;
— снижение масштабов смертности от предотвратимых причин преимущественно в трудоспособных возрастах, что обеспечивает наиболее экономически эффективный путь роста продолжительности жизни населения, его трудового, репродуктивного и в целом — жизненного потенциала;
— уменьшения различий в смертности различных по уровню доходов, образования, профессии социальных групп с тем, чтобы обеспечить устойчивое сокращение потерь продолжительности жизни населения в целом.
2.7. Модернизация Вооруженных сил
Модернизацию армии можно расценивать и как ее строительство, которое всегда основывается на внутренней и внешней потребности для полноценного существования государства. К внутренним потребностям можно отнести потребность государства в защите своего суверенитета и территориальной целостности. К внешним потребностям, характерным в последнее время для США, в потребности защиты своих геополитических интересов, посредством проецирования военной силы и ее применения в тех точках мира, где они проявляются, включая в это понятие и потребность в защите личности.
Важнейшей задачей остается модернизация наших Вооруженных сил, включая оснащение стратегических ядерных сил самыми современными системами стратегических вооружений. Такая модернизация является задачей общенационального значения в виду возросшего числа военных и террористических угроз в мире в XXI в.
России необходимы мобильные Вооруженные силы, которые обладают высоким технологическим и интеллектуальным потенциалом. За счет мобильности можно будет компенсировать меньшую, чем раньше, численность нашей армии при сопоставимых по масштабу защищаемых территориях. От Китая до Европы, от Кавказа до Афганистана простираются операционные направления наших возможных военных действий. И это даже без учета возникновения ситуаций, требующих «проецирования силы», то есть демонстрации военных возможностей России за пределами ее сухопутных границ!