Этот текст был написан в 2007 году (просьба это учитывать при чтении) в надежде на благополучное будущее Отечества. С тех времён много воды утекло, что-то изменилось к лучшему, а что-то разрешилось само собой. Но многие предупреждения не утратили своей актуальности и требуют пристального внимания и понимания, осмысления российским обществом

Не смотря ни на что, нам всё же удалось главное — показать верующим людям перспективу развития приходов и благочиний, жизнедеятельности мирян и молодёжи с целью создания Православной инфраструктуры. Никто, кроме нас самих, мирян РПЦ, не будет создавать эту инфраструктуру. Но без неё никаких изменений к лучшему, никакого воцерковления крещённых народных масс и молодёжи не будет. А значит, не будет Православного возрождения и расцвета поселений, городов, областей, России в целом. Будет продолжаться всё такая же профанация Православного возрождения, желаемое будет и далее выдаваться за действительное. Язычество будет принимать всюду всё более необратимые, запущенные, извращённые формы, а РПЦ будет и дальше всячески угодничать перед властью, не требуя от неё ни воцерковления самой себя, любимой и дорогой, ни всех сфер и областей жизни и деятельности народа, общества и государства, ни построения традиционного Православного государства.

Осуждение, как и объедение — грех, а рассуждение, как и еда — это реальная потребность любого духовно и физически здорового человека. Но так как многолетняя сложившаяся практика отношения к прихожанам стала нормой, воспринимается верующими и некоторыми священниками как образец «строгости» и «разумности», который не подлежит никакому сомнению и на который всех призывают молиться аж до синяков на наших неразумных, ой как непослушных «гласу божию», лбах, — считаем полезным продолжить начатый нами разговор о Церкви Христовой и реальной жизни и действительности в приходах Русской Православной Церкви. В том числе для того, чтобы показать священником и благочинным, опираясь на авторитетное мнение святых и старцев, иерархов и православных мыслителей и преподавателей, не только пагубность «самочиния» и «папизма», но и того, к чему они действительно ведут и Церковь, и её чад, и Россию.

Просим и молим: Господи, благослови нас, грешных! И начинаем непростой и долгий, но по-братски доброжелательный разговор о проблемах в нашей Матери-Церкви и в России, с любовью и надеждой на взаимопонимание…

Начнём, братья и сёстры, неспешный рассказ с мнения столпов Православия.

 

«Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистого Православия. (Иная «редакция»: архиереи онечестивятся так, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, и главнейшему догмату веры Христовой веровать уже не будут – прим. ред.). За это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, 3 дня и 3 ночи молил Господа, чтобы Он лучше лишил меня Царствия Небесного, а их бы помиловал. Но всемилостивый Господь ответил: «Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня» (1).

 

Господь преимущественно надзирает за «поведением архиереев и священников, за их деятельностью просветительною, священнодейственною и пастырской… Ныне страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от «холодности» к своим паствам многих иерархов и вообще священнического сана…» — а это уже слова святого и праведного Иоанна Кронштадтского.

В наставлениях Оптинских старцев говориться о том, что в последнее время не будет на престолах святительских, монастырских людей опытных и искусных в духовной жизни. Вследствие общего оскудения благочестия войдут в Церковь многочисленные ереси и расколы. Будут прельщать многих и когда, наконец, еретики возьмут власть над Церковью — всюду будут ставить своих слуг, будут всячески притеснять и изгонять истинных рабов Божиих (1).

 

Вот слова преподобного, отца Серафима Вырицкого: «Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во время открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты, и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, спастись можно будет только скорбями и болезнями, гонения будут принимать самый изощрённый, непредсказуемый характер. Страшно нам дожить до этих времён» (2). Пока ещё, слава Богу, массовых гонений в России нет (а на Украине в настоящее время есть — ред.).

 

Преподобный Лаврентий Черниговский: «Придёт время, когда и недействующие, закрытые храмы будут восстанавливать и оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить, как храмов, так и колоколен. А когда закончится всё, наступит то время, когда воцарится антихрист. Молитесь, чтобы Господь продолжил нам ещё это время, для укрепления, потому что страшное ожидает нас (Церковь) время. И видите, как всё коварно готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет» (3).

Подытожим сказанное грустными словами В. С. Соловьёва: «Надо быть готовым к тому, что 99 священников из 100 объявят себя за антихриста». (1)

Есть множество периодических изданий и литературы, официальной, партийной статистики, посвящённых общественным, социальным и церковным вопросам и проблемам. Есть и Интернет, где анонимно можно высказаться так, как никогда публично на это не отважатся ни простые граждане, ни чиновники и партийные лидеры, ни депутаты и власть, ни священники и монахи. Анализировать этот вал информации здесь не целесообразно. Но важно отметить основные тенденции и причины безнравственности, бездуховности и деградации общества, а также неэффективности государственных учреждений и общественных организаций, церковных, благотворительных и иных «демократических» структур.

Основными причинами бед и несчастий Российского государства называют:
— безразличие к своему народу власть и деньги предержащих господ (4);
— неумение руководить массами и обществом, хозяйством и страной (5);
— планомерное ведение против государства и общества широкомасштабной подрывной деятельности, информационной и психологической войны (6, 7).

Слабость Церкви видят в оторванности священников и иерархов от реальной жизни, насущных проблем прихожан, народа в целом. В неопытности, духовной незрелости молодых пастырей и противодействии общества многочисленным инициативам и усилиям РПЦ (8-10). В этой связи очень интересно мнение всем известных мыслителей начала и середины прошлого века (11, 12). Они назвали следующие причины безнравственности, деградации общества и народа:
— отказ от Богом данной власти и Православной государственности России;
— нежелание покаяться всей нацией за свои злодеяния и ошибки прошлого;
— утрату российской нацией её исторической миссии в современном мире;
— отказ от нравственного начала в государственной жизни, хозяйственной и экономической, общественной деятельности, семейной и личной жизни;
— отсутствие национального (соборного) единства и согласия по развитию;
— замена прямых народных представителей во власти партиями, политиканами и бюрократами — самодостаточной и властной корпорации нахлебников;
— отсутствие экономически состоятельного, эффективного местного народного самоуправления;
— творческая, жизненная бесперспективность, уныние представителей низшего имущественного слоя;
— отсутствие братской любви, милосердия и сострадания в реальной жизни;
— неумение духовно переносить неравенство, обиды и несправедливость;
— отсутствие должной взаимовыручки и взаимопомощи у верующих, народа;
— отсутствие творческого, гармоничного сочетания свободы и справедливости;
— бюрократическое управление в РПЦ, лишающее Церковь духа и творчества;
— чванство, канцелярщина и волокита на всех этажах церковной иерархии;
— деспотизм и самоуправство иерархов в отношении священников и верующих;
— деспотизм и самоуправство священников в отношении служащих церквей;
— отсутствие элементарных прав, свобод и возможностей у верующих во всей внутрицерковной жизни и деятельности;
— назначение священников на приходы и снятие часто даже без учёта мнения и просьб служащих храмов и верующих людей;
— изгнание мирян из управления приходами, их имуществом и финансами;
— «усечение» полной приходской жизнедеятельности, в т.ч. экономической;
— безразличие к творческим, трудовым и иным инициативам и предложениям верующих, что приводит к их разочарованию, отпадению от веры и сектантству;
— отсутствие истинного и живого пастырского духа и благодати, молитвенной силы, любящего сердца и христианской совести у священников и иерархов;
— сочетание пастырями дел любви и совести, духа и молитвы с заботами о земном (мзде и поборах, средствах на приходы и хозяйство), которые можно и нужно перепоручать ответственным прихожанам;
— отсутствие соборности, полного единогласия всех со всеми и во всём, т.е. единой семьи – истиной Церкви Христовой.

С вышеперечисленными причинами сегодня, по прошествии века, можно соглашаться или не соглашаться. Несомненно, одно: без совместных усилий государства, общества и Церкви нацию из преступности и уголовщины, а также мафиозности и коррупции структур власти и управления не вытащить. Как и из вала насилия, порочности и разврата, проституции и низменных инстинктов и страстей. Из наркомании, пьянства, алкоголизма, дикости и нищеты. Из бездуховности и безнравственности, деградации и смертности. Пока, как видим, совместных усилий недостаточно. Здесь, как и во внешней и внутренней политике, управлении хозяйственным комплексом «успехи» на фоне развала, деградации и застоя вызывают озабоченность. Всё больше людей понимают, что надо что-то менять. Вопрос в том, что менять и как менять: курс ли, законы, атмосферу в стране, а может структуру и характер власти, управления в целом? Вразумительного ответа у нации не было, и нет.

Имеется мнение, что печальную картину, предстающую перед глазами каждый Божий день, без смены государственности, атмосферы в стране с языческой на Православную, не изменить (6, 7). Заслуживает внимания и идея проведения всенародного покаяния, Чин которого благословили старцы и иерархи РПЦ (13).

Полный текст с сопутствующими ссылками