Эпиграф
«Ум ясный и быстрый, как вспышка молнии, является самым драгоценным даром» (Р. Дадун. «Зигмунд Фрейд».)
1
Введение
В этой книге французский писатель Роже Дадун (1928-2022) представляет полную биографию Зигмунда Фрейда (1856-1939 ) и подробно описывает тернистый путь научных изысканий основателя психоанализа. Для меня, как любителя чтения вообще и биографий в частности – книга оказалась ценной находкой, так как узнал много новых интересных фактов из истории становления и развития современной психологии. Хотя, сам Фрейд относился к «биографическому жанру» скептически: «Тот, кто становится биографом, обязуется лгать, утаивать, лицемерить, приукрашивать и даже скрывать свое собственное недопонимание. Ведь биографической истины не существует, и даже будь таковая, она осталась бы без употребления» (из предисловия «Миф о герое» автор Алексей Руткевич)
Эссе читается легко и реально захватывает, разумеется, благодаря труду переводчика Дмитрия Федорова, ибо французского я не знаю и вряд ли научусь (годы не те).
Цитаты и фото взяты из книги Роже Дадун «Зигмунд Фрейд». Изд. АО «Х.Т.С.», М.1994 г.
2
Идеалы: герои и любовь.
«Царским путем сна, извилистыми тропинками неврозов, через великолепную одиссею самоанализа, смелые аналогии из области искусства, литературы, религии, общественной жизни, политики, культуры Фрейд подводит нас к непосредственному соприкосновению с областью, которая порождает наши самые затаенные желания и от которой мы, тем не менее, не перестаем упорно отворачиваться. С областью, которую он называет заимствуя выражение Гете, Главными дверями, и где вырисовываются основные формы человеческого бытия: Любовь и Смерть, Эрос и Танатос».
Как отмечет Роже Дадун- в юности героями Фрейда становятся, те, кто осмеливается выступить против власти. «Образцом здесь бесспорно служит Ганнибал, который выступил против Рима, олицетворяющего в нашей культуре парадигму власти. «Ганнибал был моим любимым героем в лицейские годы,- пишет Фрейд в «Толковании сновидений»,- когда мы изучали пунические войны, моя симпатия…была на стороне не римлян, а карфагенцев. В последних классах, когда я понял, какие последствия для меня будет иметь принадлежность к другой расе, и когда антисемитские склонности моих товарищей заставили меня занять твердую позицию, я еще больше оценил этого великого семитского воина. Ганнибал и Рим символизировали в моих юношеских глазах еврейскую стойкость и католическую организацию». Впрочем, уже в 1933 году нашелся еще один герой. Став уже известным и авторитетным ученым, Фрейд по просьбе одного из пациентов отправил свое эссе «Почему война» лидеру итальянских фашистов Муссолини с таким посвящением: «От старого человека, приветствующего в лице Вождя героя культуры».
Что касается личной жизни, то единственной любовью Фрейда, была представительница обеспеченной еврейкой семьи Марта Берней. Образцовый брак подарил Марте и Зигмунду шестерых детей. Судьба которых сложилась по разному.
«Марта, безумная любовь и жена, магическое вещество под названием кокаин и Шарко, творивший чудеса в лечении истерии- вот три основных явления, которые овладели Фрейдом в тяжелые наполненные трудом 80- е годы, простерли на него свою непонятную и сильную власть и заставили заглянуть п ту сторону зеркала, где за слоем амальгамы скрыта глубокая и таинственная темнота».
Кстати Фрейд как-то упомянул, что именно любовь к Марте помешала ему прославиться еще в молодости. Не выдержав долгой разлуки с любимой ученый решает отправиться к невесте и передает исследование свойств малоизвестного алкалоида- кокаина своему другу. В итоге анестезирующее свойство кокаина было открыто другим ученым, а Фрейду оставалось, только продолжить изучение вещества, ставя эксперименты на себе. Обращаясь к Марте Фрейд в письме датированном вторым июня 1884 года пишет: «Берегись моя принцесса! Когда я приеду, то зацелую тебя до синяков и откормлю так, что ты станешь совсем пухлой. А если ты будешь непослушной, то увидишь, кто из нас двоих сильнее: нежная маленькая девочка, которая мало ест, или высокий пылкий господин с кокаином в теле. Во время последнего ильного приступа депрессии я вновь принял коки, и небольшая доза мен прекрасно взбодрила. В настоящее время я собираю все, что написано об этом волшебном веществе, чтобы написать поэму в его честь». Не кокаину ли обязан Фрейд своей работоспособностью и чудесным путешествием к глубинам человеческого сознания позволившим создать психоанализ?
3
Метод Фрейда.
В Вене, Фрейд, оказавшийся в оппозиции научному сообществу, вынужден заняться частной практикой. «Для специалиста по нервным болезням переход от клинической медицины к частной практике вначале сопровождался большими трудностями. Фрейд чувствует, как он доверительно сообщает Марте, стыд от своего незнания, неловкости и слабости. В качестве «нервнобольных» нашего «специалиста», который имел лишь небольшой опыт занятий невропатологией, атакуют больные с неопределенными расплывчатыми симптомами расстройств, плохо изученных или просто неизвестных,- больные неврозами». Фрейд в этой ситуации не пасует, а упорно движется вперед. Он совершенствует свои знания. Метод электротерапии В. Эрба его разочаровал, но в тоже время он отметил эффективность традиционных методов, например, массаж, специальные ванны и правильное питание. Лето 1889 года Фрейд посвящает совершенствованию гипнотического метода у ведущих французских специалистов. Но Фрейд не ограничивался одним методом. «В 1889 году он применяет к Эмми фон Н. расслабляющий метод Брейера, «лечение словом», которое дало замечательные результаты в случае Анны О. Затем он использует в течении некоторого времени «технику концентрации»- с помощью наложения рук или одного пальца на лоб больного, осуществляя легкие нажатия, он просит сконцентрироваться на том, что его беспокоит и постараться вспомнить, когда этот симптом появился впервые». Отказываясь от агрессивно- активного воздействия на пациента, доктор позволяет больному, лежащему на кушетке свободно и спонтанно рассказывать о своих мыслях- в том же порядке как они появляются и излагать ассоциации, приходящие ему в голову. «Следует отметить, что примерно в тоже время, весной 1896 года, Фрейд оставляет гипнотическое внушение, которое он применял для усиления метода свободных ассоциаций, и впервые употребляет слово «психоанализ» сначала на французском языке, 30 марта, в «Невропатологическом журнале», а затем, 15 мая, на немецком».
(Из главы Больные истерией и неврозами. От наложения рук к воздействию словом 1886-1898).
4
Любовь и смерть Зигмунда Фрейда
Начался новый 20 век и для Фрейда это событие дало толчок к появлению особого острого ощущения времени: «Возможно, благодаря этому, начиная с 1900 года до Фрейда стало доноситься эхо великого голоса смерти, к которому он как никто другой, сумел присоединить свой голос? Именно в этом контексте следует воспринимать слова, обращенные к Флиесу 8 января 1900 года, которые в противном случае покажутся тривиальными: «Этот новый век особенно интересен для нас тем, что заключает в себе дату нашей смерти…». Тема смерти становится особенно актуальна с началом первой мировой войны. Роже Дадун отмечает как особый период годы с 1914 по 1926. Первая мировая война, смерть близких и страдания начавшиеся из-за рака челюсти –события, которые привели ученого к необходимости исследования феномена Смерти. В 1920 выходит работа «По ту сторону удовольствия», которая стала новым шагом в психоанализе: «…основанном на понятии «влечение к смерти». Для психологическое обоснования понятия Фрейд использует анализ такого явления, как садизм, который стремится сначала обладать объектом любви, а затем его уничтожить. Первичным началом является мазохизм: «Здесь мы наблюдаем, как деструктивное начало действует в первую очередь против своего Я, словно влечение к смерти хочет утвердиться внутри и немедленно предвосхищая проявление либидо, воздействующего на субъект». В работе »Экономическая проблема мазохизма» Фрейд использует понятие «принцип нирваны», который определяет принцип «влечение к смерти». Смерть Фрейд обозначал греческим словом Танатос. Противопоставлением этому понятию стал Эрос, который стал обобщающим понятием сексуальности. «Эрос и Танатос, пара противоположностей, подвергнутых Фрейдом самому фантастическому слиянию, связанных не на жизнь, а на смерть, образуют действительно наиболее впечатляющую фигуру его творения. Необходим был именно такой способ изображения, чтобы заставить нас воспринять идею, что «принцип удовольствия находится на службе инстинктов смерти», и поскольку «инстинкты смерти действуют в тишине, выполняют подспудную, незаметную работу»- заставить нас услышать эти таинственные и интимные звуки работы смерти».
Тогда же в начале нового века Фрейд обращается к теме любви, которая ассоциируется с образом Люцифера. Здесь не было никакой мистики- только конкретные события и люди. В 1905 г. выходит работа «Три очерка по теории сексуальности». «В этой относительно небольшой по объему работе, к которой затем, в 1905 и 1920 годах будут написаны существенные дополнения, Фрейд, используя примеры совершенно очевидных вещей, долгое время остававшихся неизвестными, отрицавшихся или отталкивающихся, удивительно простым и ясным языком излагает основные положения новой революционной концепции сексуальности. Изучив «сексуальные отклонения» или «извращения» и «детскую сексуальность», он выдвигает и развивает основополагающие положения своей теории: либидо, определяемое как сексуальная энергия, особое влечение, отличное от инстинктивного; удовольствие, аутоэротизм, эрогенные зоны, предмет сексуального влечения, садизм, мазохизм и другие. Более поздние дополнения, такие кастрационный комплекс и желание иметь пенис, тяга к знанию или детские теории рождения развили теорию, не изменив при этом общую канву». (Главы- «Приход нового века» и «Люцифер-Любовь»)
5
Заключение
Не только тяжелый недуг омрачил жизнь Фрейда. С приходом к власти фашизма он становится одной из многочисленных жертв политики антисемитизма. Новый рейхсфюрер всех психотерапевтов в качестве основного источника для исследований рекомендовал «Майн Кампф» Гитлера. Самым мрачным днем стал обыск в его доме и арест дочери Анны, которая провела на допросе в гестапо почти весь день. И только вмешательство влиятельных поклонников творчества основателя психоанализа спасло семью Фрейда – семья получила выездные визы. В Лондоне Фрейд успевает завершить книгу «Моисей и монотеизм», а вот «Краткий курс психоанализа» так и остался незаконченным. Рак прогрессирует и Фрейд, устав от страданий, просит лечащего врача помочь ему умереть. 23 сентября в три часа утра Фрейда не стало.
В данном обзоре представлена 1-я часть эссе Роже Дадуна «Зигмунд Фрейд». Полное содержание представлено на фото ниже.