Эпиграф.

Всякий может лишить человека жизни, но никто не может отнять у него смерти.

                                          1.

                                    Введение

          В данном рассказе представлю одно из самых длинных эссе Монтеня. А эпиграф выбран не случайно , ибо речь о жизни и смерти. И что проку рассуждать о смысле жизни если есть сама жизнь? И что проку искать свободу в жизни если есть смерть? Но эти вопросы уже задал сам себе , не подумайте, что кто-то из великих умов.

Насчет названия- Остров Кея (в древности Кеос) — один из Кикладских островов в южной части Эгейского моря. Площадь 148 км² .

                                               2.

                                  Свобода или смерть?

Однажды спартанского царя Агиса II (427–401 гг. до н. э.) спросили: «Как следует человеку жить, чтобы чувствовать себя свободным?» «Презирая смерть». Монтень замечает, что подобные изречения вовсе не означают, что жизнь надо расценивать просто как пассивное ожидание смерти: «Ибо в жизни случается многое, что гораздо хуже смерти». Отвечая на угрозы Антипатра ( македонский полководец, соратник и друг македонского царя Филиппа) лакедемоняне (спартанцы) сказали: «Если ты будешь угрожать нам чем-то худшим чем смерть, мы умрём с тем большей готовностью» . И не стоит жаловаться на этот мир, ибо если живешь в печали и муках, то сам и виноват. Только твоё собственное малодушие мешает прекратить их и покинуть обитель страданий (остановите Землю я сойду). Хоть по Христианству самоубийство тяжкий грех , но так тож язычники так рассуждали. Проще им было. Честь и свобода важнее. Жить униженно - это грех и позор, а самоубийство нет, если оправдано обстоятельствами. « Самая добровольная смерть наиболее прекрасна. Жизнь зависит от чужой воли, смерть только от нашей. В этом случае больше, чем в каком-либо другом, мы должны сообразовываться только с нашими чувствами». Истинное рабство если нет свободы личного выбора -жить или умереть. Но далее Монтень приводит и противоположную точку зрения:"...лишь от Бога, который послал нас в мир не только ради нас самих, но и ради его славы и служения ближнему, зависит дать нам волю, когда он того захочет, и не нам принадлежит этот выбор". Осознание общественного долга должно быть выше личного желания покончить счеты с жизнью, если она не приносит удовлетворения. Вот как -будь стоек, терпи и помни -смысл жизни в служении Богу и Отечеству. И всё станет сразу понятно. И по хрен на то что тебе не нравится так жить. Что ты бы хотел стать богатым и знаменитым, но не стал. Ну стань хотя бы трудолюбивым, честным и порядочным...тоже вариант. А грустно станет можно водочки...ну не в дрова конечно, а умеренно...чего-то не туда я загреб...ой не туда...Ну ладно, вернемся к рассказу французского мыслителя: Спрятаться в яме под плотной крышкой гроба, чтобы избежать ударов судьбы,- таков удел трусости, а не добродетели. Добродетель означает не бояться любых испытаний -смело идти им на встречу и стойко переносить любые лишения. ''Si fractus illabatur orbis inpavidum ferient ruinae'', что переводится с латинского как: «Пусть рушится распавшийся мир: его обломки поразят бесстрашного». Красиво сказано, но к чему бы оно? Безнадёга какая-то вообще от всего этого. Вам сейчас скока? Вот мне почти 60. И есть некое ощущение свободы. В принципе можно на многое забить. Чего задницу рвать если по любому воспользоваться плодами трудов не успеешь или не сможешь? Если только для других. Ну например, огород -давай сажать картошку! А я ему- на фига у мну диабет обнаружили сказали нельзя картошку. Или думаешь вот случись завтра ядерный апокалипсис и чё? По любому мне уже недолго осталось...Вот кто молодой или только жить начал -обломс конечно.

Но не будем о грустном и продолжим, хотя там дальше ничего особо веселого.

     Вот, например еще пример того, что делают настоящие личности если речь о выборе между смертью и позором. В Библии описывается случай с иудейским старейшиной Разисом по прозвищу « отец иудеев». Был сей старец весьма добродетельным и преданным иудейской вере за что и пострадал. Сирийский военачальник Никанор велел схватить Разиса, а тот понятное дело предвидел что дальше будут страдания и не известно как он выдержит оные. В общем, что б не рисковать выбрал смерть. Сначала попытался заколоть себя мечом, но не получилось. Затем прыгнул со стены и опять остался живой. Ну что тут сказать -божий промысел. Не видел Всевышний причины дать Разису возможность избежать страданий. В итоге старец размозживший себе голову еще смог вырваться из толпы взбежать на скалу и вырвав свои внутренности бросить в воинов Никанора. Потом еще и помолился и только после этого умер по воле Божьей конечно, потому как мог и не умереть, а свершилось бы чудо -Разис остался бы жив и преследователи были бы поражены карой небесной или бы раскаялись и уверовав подобно Разису признали себя неправыми.    Еще одна причина лишить себя жизни, о которой пишет автор- это ожидание большего блага чем земная жизнь. «Имею желание разрешиться, говорит Святой Павел,- и быть со Христом; и в другом месте он спрашивает: «Кто избавит меня от сего тела смерти?».

Добровольный уход из жизни в языческом мире считался вполне нормальным явлением да и вообще смерть не так уж шокировала жителей древних цивилизаций -она виделась естественным явлением таким же как рождение и прочие проявления жизни.

                                     3

                     Случай на о. Кеи.

Как-то раз ехал Секст Помпей (римский военачальник и противник Юлия Цезаря) по делам и по пути оказался на Кее. Одна из жительниц -знатная и весьма уважаема дама преклонного возраста обратилась к нему с просьбой присутствовать при её смерти. Помпей согласился принять участие в этом событии и безуспешно попробовав отговорить даму от самоубийства дал согласие на церемонию. Дама та прожила 90 лет вполне благополучно: «Что касается меня, то фортуна всегда обращала ко мне свой благой лик, и вот боязнь, как бы желание жить дольше не принудило меня узреть её другой лик, побуждает меня отказаться от дальнейшего существования, оставив двух дочерей и множество внуков». После наставления своим близким и раздела имущества она помолилась Меркурию прося о хорошем местечке в загробном мире и выпила яд. Чувству как тепло жизни уходит и сменяется холодом смерти она подозвала дочерей совершить над ней молитву и закрыть глаза. Что тут можно сказать? Человек решил не дожидаться полной дряхлости тела и ума -нажилась женщина в своё удовольствие. Право выбрать -уйти вовремя осознано и достойно, такая вот традиция была в эпоху древнего мира.

                             4

                    Заключение.

Давно минули те времена когда сходить на бои гладиаторов или сожжение еретиков, было «в лёгкую», как для нас на концерт симфонической музыки или футбол. Просвещение, гуманизм понимаете ли сделали своё дело. Осуждаем. Пусть чел мучается, но эвтаназию не разрешим. Впрочем, кто остановит если человек решился? «Всякий может лишить человека жизни, но никто не может отнять у него смерти».