«...нас учат жить, когда жизнь уже прошла».

                                        Введение.

Текст и иллюстрации взяты из книги «Монтень. Опыты.» «Рипол Классик» М. 1997 г. Книга первая. Глава 26. Перевод А. С. Бобовича.

    Как про воспитание так мне сразу вспоминаются строки               В. Высоцкого: « Бить нельзя их, а не вникнут- разъяснять».

   О самом предмете исследования Монтень высказывается так: «...что с наибольшими и наиважнейшими трудностями человеческое познание встречается именно в том разделе науки, который толкует о воспитании и обучении в детском возрасте».

   А вообще никаких особых новостей в данном эссе нет. Например, кому из родителей не знаком такой мотив: «Вы не найдете ребенка в средних классах училища, который не был бы вправе сказать, что он образованнее меня, ибо я не мог бы подвергнуть его экзамену даже по первому из данных ему уроков; во всяком случае, это зависело бы от содержания такового. Если бы меня все же принудили к этому, то, не имея иного выбора, я выбрал бы из такого урока, и притом очень неловко, какие-нибудь общие места, чтобы на них проверить умственные способности ученика, - испытание, для него столь же неведомое, как его урок для меня».

1. Каким должен быть учитель и каковы цели обучения.

«Если учителя, как это обычно у нас делается, просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, но отличаются и по силе и по своему характеру, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания. Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что он ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние». Помимо самостоятельного и творческого мышления, Монтень рекомендует прививать «благородную любознательность». Понятно, что перед большинством родителей не стоит цели сделать из своего чада великого ученого: «Ребенка из хорошей семьи обучают наукам, имея в виду воспитать из него не столько ученого, сколько просвещенного человека, не ради заработка (ибо подобная цель является низменной и недостойной милостей и покровительства муз и к тому же предполагает искательство и зависимость от другого) и не для того, чтобы были соблюдены приличия, но для того, чтобы он чувствовал себя тверже, чтобы обогатил и украсил себя изнутри. Если короче речь идет об обучении-просвещении. Просвещенный человек, тот, который способен выбрать из многих знаний -истинное, не следовать слепо авторитетам, а найти свой собственный путь. Именно просвещенность делает человека свободной личностью. Соответственно главная цель -научить мыслить. А научить мыслить может только тот, кто умеет мыслить сам, а не тупо передавать накопленные знания.

     «Ученость чисто книжного происхождения — жалкая ученость! Я считаю, что она украшение, но никак не фундамент; в этом я следую Платону, который говорит, что истинная философия — это твердость, верность и добросовестность; прочие же знания и все, что направлено к другой цели, — не более как румяна».

 

                            2. О развитии и воспитании.

   « Склонности детей в раннем возрасте проявляются так слабо и так неотчетливо, задатки их так обманчивы и неопределенны, что составить себе на этот счет определенное суждение очень трудно». Трудно поэтому преобразовать то, что вложено в человека самой природой. От этого и происходит, что, вследствие ошибки в выборе правильного пути, зачастую тратят даром труд и время на натаскивание детей в том, что они не в состоянии как следует усвоить» Автор считает, что необходимо «...направить детей в сторону наилучшего и полезнейшего, не особенно полагаясь на легковесные предзнаменования и догадки, которые мы извлекаем из движений детской души». А что для ребенка лучше и полезнее? «Многие знания-многие печали» (Екклесиаст 1:17-18) А Грибоедов, выразился проще «Горе от ума». Поэтому опять же надо учить размышлять и анализировать, а не вдалбливать многие знания. Скажете воспитывать конформиста? Да хоть бы и так. Например, как выжить на войне не приспособившись к условиям войны. Есть понятие честность, а есть военная хитрость. Если враг не склонен к проявлению благородства, то победить его используя лишь честные приемы представляется проблематичным. Ну ладно, высказался и будет -вернемся к Монтеню.

         Основное внимание следует уделять психической и физической подготовке ибо «жизнь прожить не поле перейти» и что ждет в будущем одному Богу известно. Личность, собственно, формируется и познается в испытаниях. «Приучайте его к поту и холоду, к ветру и жгучему солнцу, ко всем опасностям, которые ему надлежит презирать; отвадьте его от изнеженности и разборчивости; пусть он относится с безразличием к тому, во что он одет, на какой постели спит, что ест и что пьет: пусть он привыкнет решительно ко всему. Пусть не будет он маменькиным сынком, похожим на изнеженную девицу, но пусть будет сильным и крепким юношей». Да ладно бы уметь переносить холод и голод так еще и пытки: «Нужно закалять свое тело тяжелыми и суровыми упражнениями, чтобы приучить его стойко переносить боль и страдания от вывихов, колик, прижиганий и даже от мук тюремного заключения и пыток. Ибо надо быть готовым и к этим последним; ведь в иные времена и добрые разделяют порой участь злых". Будешь злым пострадаешь от добрых будешь добрым пострадаешь от злых в общем «куда ни кинь всюду клин», как гласит народная мудрость.

    Какие моральные качества следует воспитывать? «Молчаливость и скромность — качества, в обществе весьма ценные. Ребенка следует приучать к тому, чтобы он был бережлив и воздержан в расходовании знаний, которые он накопит; чтобы он не оспаривал глупостей и вздорных выдумок, высказанных в его присутствии, ибо весьма невежливо и нелюбезно отвергать то, что нам не по вкусу. Пусть он довольствуется исправлением самого себя и не корит другого за то, что ему самому не по сердцу; пусть он не восстает также против общепринятых обычаев».

О патриотизме : «Если его наставником будет человек такого же склада, как я, он постарается пробудить в нем желание быть верноподданным, беззаветно преданным и беззаветно храбрым слугой своего государя; но, вместе с тем, он и охладит пыл своего питомца, если тот проникается к государю привязанностью иного рода, нежели та, какой требует от нас общественный долг». Это он про какую привязанность к государю? Ох уж эта Европа...ну в любом случае личные симпатии нельзя ставить выше общественного долга. Вот вспоминается «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя. Младшенький Тараса повелся на любовь и закончил свою жизнь предателем. Хотя Андрей и не раскаялся перед смертью. Ну так если объективно пожил хотя и мало, но счастливо и род успел продолжить в отличии от старшего. «Что сынку, помогли тебе твои ляхи?». Не помогли тогда и не помогут сейчас кому-то...

3. О пользе истории и философии.

Надо ли изучать историю? Надо, но без фанатизма с умом.

         В истории важно не знание многочисленных фактов или дат, но понимание сути исторических событий и получение практических знаний через изучение биографий выдающихся исторических деятелей.

«Обратившись к истории, юноша будет общаться с великими душами лучших веков. Подобное изучение прошлого для иного — праздная трата времени; другому же оно приносит неоценимую пользу». Задача учителя истории не только и не столько в и в юноше не столько знания исторических фактов, сколько уменье судить о них.

         Есть ли смысл изучать философию? «Душа, ставшая вместилищем философии, непременно наполнит здоровьем и тело. Царящие в ней покой и довольство она не может не излучать вовне; точно так же она изменит по своему образу и подобию нашу внешность, придав ей исполненную достоинства гордость, веселость и живость, выражение удовлетворенности и добродушия. Отличительный признак мудрости — это неизменно радостное восприятие жизни; ей, как и всему, что в надлунном мире, свойственна никогда не утрачиваемая ясность». Насчет философии я бы лично поспорил. Философия несомненно учит размышлять и совершенствуя мышление помогает делать правильный выбор в любых жизненных ситуациях. Но! Идеалы...ох уж эти идеалы и всякие нравственные ценности. Чревато, знаете ли, диссонансом с окружающей действительностью. Но об этом будет в другом эссе. Впрочем, Монтень замечает что: «Совесть и добродетель должны подчиняться разуму». Но опять же не факт, что получится: «Сколько бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса»

                       Заключение.

Итак, главное в воспитании — сформировать человека мыслящего и рационального. Умеющего стойко переносить невзгоды и при этом воспринимать испытания как уроки судьбы даваемые для самосовершенствования.

«Выгода, извлекаемая нами из наших занятий, заключается в том, что мы становимся лучше и мудрее».

Монтень пишет о том, что :«Наша душа совершает свои движения под чужим воздействием, следуя и подчиняясь примеру и наставлениям других. Нас до того приучили к помочам, что мы уже не в состоянии обходиться без них. Мы утратили нашу свободу и собственную силу» и только просвещенная личность может быть подлинно свободной, потому что только осознание что есть истина и ложь, добродетель и подлость вправе претендовать на свободу выбора. А что есть добродетель? Например, стремление к славе совершая великие и полезные для общества дела -добродетель, а деяния ради пустого тщеславия дешевой популярности -пуста трата времени. Любознательность -добродетель, а суетное любопытство зло отвлекающее человека от самого важного -поиска истины.