Эпиграф.

«И не введи нас во искушение» (Евангелия от Матфея и от Луки).

На этих 13 цитатах из разных эссе заканчиваю Монтеня и перехожу к кому-нибудь или чему-нибудь другому.

1. О воображении.

«Вполне вероятно, что вера в чудеса, видения, колдовство и иные необыкновенные вещи имеет своим источником главным образом воображение, воздействующее с особой силой на души людей простых и невежественных, поскольку они податливее других. Из них настолько вышибли способность здраво судить, воспользовавшись их легковерием, что им кажется, будто они видят то, чего на деле вовсе не видят». (Книга 1 Глава XXI «О силе нашего воображения»)

2. О судьбе.

«И на долю неблагоразумия выпадает успех: благоразумие часто обманывает, и Фортуна, мало разбираясь в заслугах, не всегда благоприятствует правому делу. Непостоянная, она переходит от одного к другому, не делая никакого различия. Стало быть есть над нами высшая власть, которая вершит дела смертных, руководствуясь собственными законами».(Книга 1 Глава XLVII «О ненадежности наших суждений»)

3 О тщеславии.

«Столько имен, столько побед и завоеваний, погребенных в пыли забвения, делают смешною нашу надежду увековечивать в истории свое имя захватом какого-нибудь курятника, ставшего сколько-нибудь известным только после своего падения, или взятием в плен десятка конных вояк».

(Книга 1 Глава XXVI «О воспитании детей») )

4. О мироустройстве.

«Наше устройство- и общественное и личное-полно несовершенств. Но ничто в природе не бесполезно, даже сама бесполезность. И нет во вселенной вещи, которая не занимала бы подобающего ей места». (Книга III глава I «О полезном и честном)

5. О лжи.

«Я нахожу, что детей очень часто наказывают за сущие пустяки, можно сказать ни за что; что их карают за проступки, совершенные по неведению и неразумию и не влекущие за собой никаких последствий. Одна только лживость и ,пожалуй, в несколько меньшей мере упрямство кажутся мне теми из детских пороков, с зарождением и укоренением которых следует неуклонно и беспощадно бороться». (Книга 1 Глава XIX. О лжецах)

6. О браке.

«Любовь не терпит, чтобы руководствовались чем-либо, кроме неё, и она с большой неохотой примешивается к союзам, которые установлены и поддерживаются в других видах и под другими наименованиями; именно таков брак: при его заключении родственные связи и богатство оказывают влияние- и вполне правильно- нисколько не меньшее если не большее, чем привлекательность и красота». (Книга 3 глава V “О стихах Вергилия)

7. О сексе.

Ну а как же в разговоре о человеке не затронуть эту тему. Я выбрал лишь одну цитату и опять же рекомендую к прочтению главу «О стихах Вергилия» (Вергилий знаменитый поэт античности почитаемый и в средние века не только как поэт, но и как философ). Короче, почитаете сами и согласитесь или не согласитесь, на то она и философия что бы на ровном месте споткнуться и не согласиться с очевидным.

«Боги, как говорит Платон, снабдили нас членом непокорным и самовластным, который, подобно дикому зверю, норовит, побуждаемый ненасытное животностью, подмять под себя все и вся. Точно так же одарили они и женщин животным прожорливым и вечно голодным, которое если ему не дать в положенный срок потребной для него пищи приходит в ярость, и сгорая от нетерпения, а также заражая бешенством их тела, препятствует правильному движению соков, приостанавливает дыхание и вызывает тысячу всевозможных недугов, пока не проглотит плод, являющийся предметом общего им всем вожделения, и он, обильно оросив дно их матки, не оставит в ней семени». (Глава V ”О стихах Вергилия).

8. О сознании.

«И если взглянуть на сущее глазами природы, то окажется, что на свете нет ничего редкого и неповторимого; оно существует только для нашего сознания, которое является весьма ненадежной отправной точкой наших суждений и которое то и дело внушает нам крайне ложное представление о вещах». (Книга 3глава VI ”О средствах передвижения)

9-10. О примерах для подражания и о том, что надо знать меру в хорошем и плохом.

«Нашему времени гораздо свойственнее исправлять людей дурными примерами, разладом больше, чем слаженностью, противоположным больше, чем сходством. Не видя кругом хороших примеров, я пользуюсь дурными, ибо их сколько угодно».

«Благодеяния приятны только тогда, когда знаешь, что можешь за них отплатить; когда же они непомерны, то вместо благодарности воздаешь за них ненавистью». (Тацит древнеримский историк I в. н.э. «Анналы»)(Книга 3 Глава VIII “Об искусстве беседы)

11-12. О поступках.

«В развращении своего века каждый из нас принимает то или иное участие: одни вносят свою долю предательством, другие- бесчестностью, безбожием, насилием, алчностью, жестокостью; короче говоря, каждый тем, в чем он сильнее всего; самые слабые добавляют к этому глупость, суетность, праздность....».

«Моё счастье, что опустошение нашего государства совпадает по времени с опустошениями, производимыми во мне моим возрастом; если бы общественные несчастья омрачили радости моей юности они были бы мне не в пример тягостнее...».

(Книга 3 Глава IX “О суетности)

13. О пользе знания и незнания.

«Самый мудрый способ ввериться природе -сделать это как можно более просто. О, какой сладостной, мягкой, удобной подушкой для разумно устроенной головы являются незнание и нежелание знать! Я предпочел бы хорошо понимать самого себя, чем Цицерона. Если я буду прилежным учеником, то мой собственный опыт вполне достаточно умудрит меня».

Вот значит как, грузился сам грузил других и в итоге, мол и на хрен это не надо. Да надо конечно ибо не знаем и не можем знать про все случаи которые случатся с нами. Что пригодится нам более -умение плавать или знание метафизики Аристотеля. Посему учитесь плавать и читайте Аристотеля. Хотя Аристотеля можно и не знать но плавать уметь обязательно. Даже если живете в пустыне. Кто ж его знает как оно будет вдруг затопит эту вашу пустыню...

(Книга 3 Глава XIII "Об опыте"