Международный форум в «Зарядье» открыл новую страницу в истории модной индустрии. На BRICS+ Fashion Summit собрались эксперты для обсуждения стратегий развития брендов и мер поддержки производителей.

Индустрия моды выступает в роли значительного драйвера экономического роста, стимулируя развитие смежных отраслей — от традиционного текстильного производства и логистики до передовых цифровых технологий и креативных индустрий. Вопросы сохранения уникальности брендов в условиях глобализации, возможные шаги стран БРИКС+ для развития модной индустрии, а также меры государственной поддержки локальных брендов стали ключевыми темами обсуждения на пленарной сессии «Мода 360°. Развитие сопутствующих отраслей производства» в рамках BRICS+ Fashion Summit, открывшегося 28 августа в «Зарядье». Мероприятие объединило ведущих игроков мировой индустрии моды, представителей легкой промышленности, экспертов, блогеров, преподавателей и молодых дизайнеров из разных стран.

В ходе сессии была отмечена успешная адаптация российских текстильных фабрик к современным требованиям, включая внедрение инновационных разработок в производство востребованных нетканых материалов, синтетических тканей и мембран. Также находится в проработке ряд сырьевых проектов легкой промышленности, которым будет оказана поддержка, в том числе в части продвижения на внешних рынках.

По данным за 2024 год, инвестиции в российский текстильный ритейл увеличились почти в пять раз. Общий доход от продаж текстильных ретейлеров, вошедших в мониторинг AnalyticResearchGroup, превысил 57 млрд рублей, при этом наиболее активными стали компании из Москвы, Санкт-Петербурга и Подмосковья. Общий объем российского модного рынка по итогам прошлого года превысил 4 трлн рублей, согласно информации, озвученной на сессии со ссылкой на данные Ozon.

Согласно исследованию консалтинговой компании «НЭО», более 76% россиян доверяют отечественной моде, что подтверждается присутствием локальных брендов в крупнейших торговых центрах страны. Продукция брендов-резидентов Московской недели моды становится все более доступной не только на маркетплейсах, но и в офлайн-магазинах.

Страны БРИКС+, представители которых собрались в Москве, являются основным локомотивом развития отрасли: на Китай приходится около 57% мирового производства тканей, на Индию — примерно 17%, а Бангладеш замыкает тройку лидеров с долей в 6%. Как отметили участники, страны БРИКС научились поднимать экономику за счет локальных брендов — Бразилия и ЮАР используют моду как инструмент мягкой силы, а fashion-кластеры Индии и Китая вносят значительный вклад в ВВП.

По словам министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова, за последние пять лет рынок модных изделий в России вырос более чем в два раза и оценивается экспертами в 500 млрд рублей, что в штучном выражении составляет около 1 млрд изделий. Прогнозируется ежегодный рост на 5–7% в перспективе до 2036 года. Глава Минпромторга также отметил увеличение оборота розничной торговли и подробно рассказал о мерах государственной поддержки, выделив плодотворную работу регионов по объединению представителей индустрии, созданию центров моды и организации отраслевых мероприятий. Всего в легкой промышленности России действует 11 кластеров.

Среди приоритетных направлений для экспорта Антон Алиханов выделил возможности для поставок производителям из стран БРИКС, подчеркнув важность выстраивания долгосрочных экономических отношений с Китаем и Индией.

Представители стран БРИКС+ отмечают растущий акцент на выпуске высокотехнологичных тканей с увеличенным сроком службы. Россия также демонстрирует прогресс в этой области: исследователи создают так называемые умные ткани, включая термохромные и самоочищающиеся материалы, например, разработанные в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна. Лаборатория умного текстиля функционирует и в Балтийском федеральном университете им. Иммануила Канта.

Как отметила Наталья Попова, первый заместитель генерального директора «Иннопрактики», мода становится высокотехнологичной отраслью — от умных тканей и биосовместимых материалов до ИТ-решений и больших данных. Эти инновации не только улучшают функциональность и эстетику одежды, но и связаны со здоровьем, безопасностью и экологичностью. Российские разработки имеют значительный потенциал для глобального рынка, особенно в странах БРИКС, где у технологий есть возможности для масштабирования и коммерческого успеха.

Участники саммита подтвердили растущий тренд на устойчивое развитие в индустрии. Турция, по словам президента Международной федерации одежды Джема Алтана, является активным участником развития «зеленых технологий» в текстильном производстве.

Ян Цзянь, исполнительный председатель совета директоров Китайской ассоциации моды, поделился, что для него большая честь в третий раз приехать в Москву на BRICS+ Fashion Summit, который стал важной площадкой для профессионального общения и развития международного сотрудничества, привлекающей все больше специалистов со всего мира.

Согласно прогнозу McKinsey & Company, к 2030 году доля «зеленых» технологий в текстильной промышленности может достичь 40%. Перспективными направлениями названы смарт-текстиль и ткани с интегрированными электронными компонентами, что может стать основой для совместных проектов между странами БРИКС+.

BRICS+ Fashion Summit проходит с 28 по 30 августа, собрав представителей из более чем 65 стран, включая не только государства БРИКС — Китай, Индия, ОАЭ, Египет, — но и Испанию, Италию, США, Малайзию, а также страны Африки и Латинской Америки. Всего в мероприятии участвуют более 200 человек. Организатором саммита выступил Фонд моды при поддержке Правительства Москвы.

Источник: https://fashionsummit.org/news/creating-fabrics-and-supporting-brands