Эпиграф.

«Все дело в том, что мир не имеет фиксированного порядка. Можно сказать, что мир организует себя хотя и более искусно, но тем же способом, каким это делают живые организмы». 

 «Освобождение -это не свобода души от тела; это восстановление единства между душой и телом после их временного раскола, необходимого для социальной адаптации». 

(Алан Уотс)

                                                        1

                                                Введение

И снова история из истории психологии. Предыдущие обзоры рассказывали о некоторых идеях Бехтерева, Фрейда и Юнга. Кроме того, лично мне очень интересными для понимания особенностей человеческого психики показались рассказы Стефана Цвейга.  Все обзоры указанных  авторов смотрите ниже. 

 Книга «Психотерапия. Восток и Запад». изд. «Инициатива» Львов. 1997 г. Перевод с английского А.К. Могилевской- небольшая по объему, но весьма информативная. Ее автор Алан Уоттс (1915-1973)- философ, теолог и популяризатор дзен-буддизма при подготовке данного исследования использовал работы авторов- общепризнанных авторитетов в области психологии, философии и социологии. Книга была закончена в 1960- м году, а о цели работы автор пишет следующее: «Хотя я восхищен достижениями восточных учений, я не верю, что они являются вершиной священной и непреходящей мудрости, перед которой мир должен смиренно склонить голову. Не верю я и в существование евангелия от Фрейда или Юнга, в котором великие психологические истины установлены раз и навсегда. Цель этой книги не в том, чтобы сказать последнее слово, а в том, чтобы дать толчок к размышлениям и экспериментам». Таким образом, исследование Уотса в общем продвигает тему необходимости обогащения западной культуры и в частности психоанализа идеями Буддизма и Даосизма.

Помню, первая книга Уотса, которую прочитал была «Дао-путь воды» и многие идеи автора меня тогда «зацепили» и положили начало интереса к китайской философии. Книгу я дал почитать и так ее больше и не видел, а второй экземпляр купить не догадался. Потому что было это в годы молодости, когда не думаешь о завтра, а живешь сегодняшним днем, и лихие девяностые летели и было трудно, но было весело и все были еще живы и я шел своим Дао и даже не думал начинать копить на старость, а надо было бы…или не надо? 

 В основе книги лежит философская концепция органичной и взаимосвязанной вселенной. А содержание книги представлено ниже.

dVZ0rsLQ5kPWtTe7BcIc5c58YVSF11Kh3gIjIQaJJ2E9DZdWWWsKmTs3x7DyAun53R2Ezj3S6PHgHbcOwYe-sHhk.jpg?quality=95&as=32x47,48x71,72x106,108x159,160x236,240x353,360x530,362x533&from=bu
 
Создать карусель
 

                                                           2

Сравнительный анализ психологических концепций Запада и духовных учений Востока.

«Учениями освобождения» Алан Уотс называет буддизм, веданту, йогу и даосизм. В прямом смысле они конечно не являются психотерапией, однако содержат в себе черты, которые делают возможным говорить об их сходстве с западными науками поведении человека. «Психотерапевт находится в полном согласии с учениями освобождения, описывая такие достижения терапии, как индивидуализация (Юнг), самоактуализация (Маслоу), функциональные автономии (Оллпорт) или творческие индивидуальности (Адлер, но всякое растение, до того как дать обильный урожай, должно быть высажено в почву, чтобы тянуться от земли к солнцу». 

 Если индуизм представляет собой целостную культуру, то буддизм и даосизм, напротив, являются «лояльной оппозицией» традиционной культурной системе. Именно это и то что они занимаются в изменением состояния сознания сближают их с западной психотерапией. 

«Основное сходство между восточными учениями и западной психотерапией состоит в том, что они вызывают изменение сознания, изменения в том, как мы ощущаем наше существование, наше отношение к человеческому обществу и миру природы». В чем различие? «Исторически западная психология направила свои усилия на изучение души или сознания как чего-то отдельно существующего, тогда как восточные культуры не разделяют дух и материю, душу и тело, как это делают на западе».

 «Психоанализ на Западе и пути освобождения на Востоке должны наделить нас способностью видеть, что единственный путь- путь обращения к Эросу, без которого Логос с его чувством долга и здравым смыслом мертв»

 «Пути освобождения убеждают, что жизнь никуда не стремится, поскольку она существует здесь. Другими словами, жизнь –это игра, и тот, кто не играет вместе с ней, утрачивает точку опоры». Цель учения освобождения – это не разрушение майи (иллюзии), а приобретение умения распознавать ее и осознать, что это всего лишь игра, которая воспринимается как реальность. Отсутствие подобного понимания в итоге приводит к кризису личности. «Многочисленные разногласия между индивидами и их социальным окружением приводят к столь же многочисленным способам разрешения этих конфликтов. У кого-то это выливается в психозы и неврозы, что приводит к психиатрической лечебнице; но большинство находит облегчение в массовых увеселениях, религиозном фанатизме, хроническом сексуальном возбуждении, алкоголизме, войне- вот удручающий список изнуряющих и варварских попыток уйти от действительности»

Уотс пишет, о том, что западная культура определяет человека парадоксальным образом. Человек представляется как существо пребывающее в постоянном конфликте между умом и инстинктами, духовным и физическим и что бы сохранить психическое здоровье этот человек не должен доверять самому себе, то есть своим желаниям проистекающим из естественной природы. Протестантизм учит:«Человек в сущности своей ленив; если что-либо не вынуждает его поступать иначе, он по своей природе, по собственной изначальной греховности обречен соскальзывать в небытие. Поэтому непозволительна даже очень короткая передышка от трудов в имя собственного спасения от страха и трепета». Если в культуре Востока духовные практики основанные на созерцательности и так называемом "ничегонеделании" представляются как ценность, то для западного обществ главная ценность – это работа, трудолюбие, непрерывное движение к успеху. 

                                                        3

Освободиться от Эго? А существует ли Эго? Игры разума и «бесценный дар».

 Эго –это всего лишь роль в игре, которая предполагает, что наше «я» неизменно и способно контролировать весь организм. Но поскольку именно это глубинное «я» лишь «воспринимает» - оно отвлечено от опыта. «Боль и смерть обнаруживают обман, и поэтому страдания почти всегда сопровождаются чувством вины, чувством, которое еще труднее объяснить, когда обман не осознан. Отсюда смутное, но сильное переживание несправедливости и смерти. В качестве иллюстрации Алан Уотс приводит интересное стихотворение Томаса Стернза Элиота (1888-1965):

И больше ты уже не человек.

Ты вдруг уменьшился до статуса объекта-

Живого, но не человека…

Случится так, что, наряжен для бала, 

Спускаешься по лестнице в сознанье

Достоинства и совершенства роли,

Но вдруг в конце пути, не досчитавшись

Одной-единственной ступеньки,

Ты оступаешься. И на мгновенье 

Ты чувствуешь себя объектом,

С которым лестница сыграла злую шутку.

Подобное состояние сознания, которое сопутствует освобождению от придуманного нами самими эго, можно объяснить используя терминологию нейропсихиатрии. Имеется в виду, что чувственный опыт- это только проекция нервной системы. То, что мы видим находится не вне нас, а внутри. То есть зрение переводит видимое на свой язык. Но, как пишет автор исследования, даже эта идея была бы слишком смелой. «Это не внешний мир, и даже не проекция наших органов восприятия, и даже не нечто, стоящее за нашим восприятием. Само видение и есть то конкретное состояние нашей системы восприятия, которое именно в этот момент является неотъемлемой частью организма. Проще говоря мы не слышим звук. Звук становится звуком, когда его услышат- без этого он просто колебание воздуха».

          Какие еще достижения цивилизации необходимы чтобы достичь хотя бы минимального баланса между общественным и личным? Психиатрия борется с психическими проблемами индивидов,которые порождаются и их личными особенностями и тем культурным полем в котором они обитают. Но! Мы же сами эту культурную среду и создаем и в этом процессе участвуют и нормальные и ненормальные…

 «Но крайне трудно признать истинными интуиции противоречащие здравому смыслу и общественным стандартам нормальной психики, так же, как трудно самой культуре с ее «условной перспективой» признать глубину и «многомерность» отдельного индивида. Какое усилие потребуется чтобы мы могли одновременно увидеть в приведенной ниже фигуре два куба, у одного из которых передняя сторона с углами «А», а у другого с углами «Б». Можем ли мы видеть два различных факта как один»

L7EB6e23RyKsGXfnQPUHxsb_gQ8Do5Z-VDRPwyhaBnUpm6WDVgF4xl9YGBaqwQ-iZuYoRITohqsxBzo72buALe-l.jpg?quality=95&as=32x33,48x50,72x75,108x112,160x166,240x249,308x319&from=bu
 
Создать карусель
 

Автор исследования соглашается с Норманом Брауном , который писал: «Онтологическая уникальность, которую провозглашает человеческая личность, этот бесценный дар- не обладание бессмертной душой, но обладание смертным телом…На простейшем органическом уровне каждое животное или растение обладает уникальностью и индивидуальностью, потому что оно проживает свою собственную жизнь, и никакую другую- иными словами, потому что оно умирает». 

Это- одиночество освобождения, когда более не ищешь безопасности в толпе, когда более не веришь в то, что правила игры являются законами природы. И именно поэтому трансценденции эго- это высшая ступень индивидуальности». 

Никто не является причиной страданий. В своей работе «Гештальт Терапия» авторы Перл, Гефферлин и Гудман утверждают: «Невозможно говорить о дыхании не введя понятия воздух, о ходьбе – без понятия гравитация и поверхность, о вспыльчивости без «раздражителей», и так для любой жизненной функции. Определение организма является определением поля «организм-окружение; а граница соприкосновения- это если так можно выразиться, специфический орган для восприятия изменений состояния пол…Иллюзия состоит в том, что подвижная фигура «выигрывает» внимание в сравнении с неподвижным фоном, а более сложное выигрывает на фоне относительно простого. Но на границе соприкосновения взаимодействие происходит с обеих сторон». Дополню, Фредерик Перлз (1893-1970) немецкий психотерапевт и основатель гештальт-терапии. 

 4 

 Заключение

 «Мы по- прежнему остались чужаками в космосе –избежавшими суда Божия, но и не защищенными его любовью, не страшащимися ужасов ада, но и лишенным надежды на рай, преодолевшими многие физические недуги донаучных времен , но потерявшие ощущение значимости человеческой жизни».

Как уже отмечалось выше книга вышла в 1960 г. И с тех пор культурная ситуация во многом поменялась. Но экзистенциальные вызовы все те же. С одной стороны блага и комфорт, которые предоставляет научно-технический прогресс, с другой стороны огромная психологическая нагрузка, порождаемая постоянным ускорением ритма жизни и усложнением решаемых задач.Что в итоге? Получим ношу, которую не в состоянии нести?

P.S. К вопросу о личности и ее психологических проблемах в западном и восточном обществе, для тех, кто любит смотреть рекомендую американский сериал- «Белый лотос». В частности 3-й сезон (Таиланд). Очень хорошо просматриваются разные картины Мира и имеется полный набор историй для психотерапевта.