Введение

Текст взят из книги : «Ранняя американская философия. Пуританизм». 

М. «Высшая школа» 1989 г. Автор исследования Никита Евгеньевич Покровский.

Для разнообразия решил перечитать одно из учебных пособий из моей домашней библиотеки.

    Н.Е. Покровский так определяет предмет исследования: «Ранняя американская философия- это философия и входящие в ее орбиту формы философской деятельности в североамериканских колониях Великобритании, а затем в Соединенных Штатах Америки вплоть до Гражданской войны между Севером и Югом и оформления американского прагматизма в середине 70-х годов XIX века»

Историческая справка: Гражданская война южан и северян ( янки) проходила с 1861 по 1865 г. В итоге победили северяне, которые отменили рабство и положили начало активному развитию капитализма в США. 

    Условно раннюю американскую философию можно разделить на три периода: пуританизм, Просвещение и романтизм. А началом можно считать 1620 год, когда парусник «Мэйфлауэр» высадил на берег Северной Америки первую группу переселенцев, которые были вынуждены бежать из Англии по религиозным убеждениям. Они основали колонию «Новый Плимут» и дали начало полноценному освоению региона и формированию «новоанглийского общества»

                                                                      2

                          Реформация в Европе. От лютеранства к пуританству. 

    Формально началом европейской Реформации принято считать речь бывшего католического монаха Мартина Лютера(1483-1546) в которой он изложил 95 тезисов против индульгенций. Это событие произошедшее 31 октября 1517 года, изменило духовную, социальную и политическую картину Европы и сыграло важную роль в становлении американской культуры. Полемизируя с Эразмом Роттердамским Лютер говорил что «…все дела католического собора отравлены мирской суетой и своекорыстием, искажающим до неузнаваемости символ веры. Град божий или Церковь сокрыты в сердце человека, а не в формуле его мирской жизни…». Церковь не господин, а друг и советчик. Верующий не нуждается в посреднике чтобы общаться с Творцом. Только в личной вере человек может обрести спасение. Тким образом, личность становится свободной в своем общении с Богом. Но что же тогда с личной свободой в широком понимании и в первую очередь со свободой воли? Лютер считал свободу воли иллюзией: «Христианину прежде всего необходимо и спасительно знать, что Бог ничего не предвидит по необходимости, а знает все, располагает и совершает по неизменной, вечной и непогрешимой Своей воле. Это молния поражает и начисто испепеляет свободную волю». Бог ничего не делает случайно и все, что остается человеку –это полностью отдать себя его воле. 

    В тоже время Протестантизм активно поддерживал принцип деловой активности, ориентируя свои последователей на достижение жизненного успеха во всех сферах и духовной и материальной. «Экономический рационализм» в полной мере соответствовал идее личного призвания. Следовать божественному предназначение –это найти себя в мирских делах и прежде всего в профессии, то есть в широком понимании в общей хозяйственной деятельности. 

  В общем- Лютеранство стало той необходимой прогрессивной идеологией, которая с одной стороны дисциплинировала людей, а с другой не сковывала их деловой активности и вполне соответствовало началу новой эпохи буржуазных революций.

Следующими идеологами Реформации стали Ульрих Цвингли (1484-1531) и Жан Кальвин (1509-1564). Их радикальный взгляд тал новым этапом в борьбе с всевластием католической церкви. Никаких священнослужителей и монахов –только проповедники из мирян. Лучшая молитва –это добросовестный труд и соблюдение нравственных устоев. «С небывалым ожесточением обрушивались правоверные кальвинисты на роскошь, чрезмерное потребление всякого рода материальных благ, распущенность нравов». Особое значение придавалось чтению Библии, которое приравнивалось к литургии или исповеди. Таким образом Реформация сделала мирян читающими и думающими, что в свою очередь предопределило начало эпохи европейского и американского просвещения. 

 «Характерные черты радикально-протестантских общин были типичны не только для швейцарского кальвинизма, но и для последователей Кальвина во Франции (гугенотов), Голландии, Шотландии, Англии и, позднее, в североамериканских колониях Великобритании». 

 В 1534 г. английский парламент объявил о независимости церкви от римской курии, а главой стал король. Однако, независимость от Ватикана не стала тем, что могло бы в полной мере устроить последователей Лютера и в середине XVI века появилось понятие «пуританизм» (чистый, истинный), которым стали обозначать радикальных протестантов требовавших полного очищения англиканской церкви от наследия католицизма, а самым радикальным крылом в борьбе за чистоту веры стали сторонники Роберта Броуна (1550-1563), объявившие любую церковь взаимодействующую с властью –сатанинской. 

 Н.Е. Покровский пишет, что по мнению американского историка философии Р.Б. Перри можно сформулировать пять значений термина «пуритане».: 

  1. Это реформаторы англиканской церкви (1552-1662). 
  2. Переселенцы в Новую Англию, о которых упоминалось выше, (1620-1630)
  3. Политическая элита- сторонники О. Кромвеля. Новоанглийские теократы. 
  4. Джонотан Эдвардс и Великое пробуждение (1730-1750).

«Что касается сути, то в политических доктринах радикальных английских пуритан прослеживается стремление на основе теории естественного права обосновать законность и необходимость республиканского строя, как того требовали интересы развития молодой капиталистической экономики, развивающейся в тенетах абсолютизма»

Итак сошедшие в 1620 году на американский берег представители радикального крыла пуританского движения не просто спасались от преследования английской короны, но считали себя миссионерами призванными нести истинную веру и создать новый мир- свободы, справедливости и нравственности. Они верили, что смогут создать в Америке «град божий». «Религиозная непоколебимость пуритан оказалась надежным защитным средством против сомнений, колебаний, душевной слабости, они расчищали плацдарм для рождения новой нации и национальной культуры».

                                                   3.

                      Джонотан Эдвардс: Бог во всем.

Как отмечает автор исследования, именно Дж.Эдвардса (1703-1759) можно считать первым американским философом в классическом понимании этого слова. Эдвардс родился в семье настоятеля конгрегационалистской церкви Ист Виндзора в штате Коннектикут. И с уже с тринадцати лет стал студентом Йельского университета, где начал изучать работы И. Ньютона и ДЖ. Локка. Но от научной карьеры ему пришлось отказаться в пользу карьеры духовной. После смерти деда он получил в наследство приход Норт Эмитона. Именно в этой должности он становится лидером движения «Великое пробуждение», которое выступало за возвращение к первоосновам христианства. В 1740 году«Великое пробуждение» вышло из подполья и стало массовым движением. Вдохновленное Джорджем Уайтфилдом и поддержанное Джонотаном Эдвардсом оно прокатилось по всем американским колониям. Но в итоге, движение пошло на убыль. Эдвардсу пришлось одновременно выступить с критикой фанатизма фундаменталистов, которое грозит анархией и косности консерваторов, которые больше заботились о сохранении своей власти, чем о сохранении истинных ценностей конгрегационалистской церкви. Паства не простила своему лидеру критики и прогнала своего пастора, который перебрался в Массачусетсе и стал миссионером среди индейцев. В это же время он активно занимается философией с целью радикально модернизировать пуританизм и привести его в соответствие с вызовами времени. Как преодолеть противоречие между религией и наукой? Научное знание дано людям, чтобы уничтожить хаос в сознании и соответственно в жизни общества и объяснить, что мир и человек- это единство материального и духовного. Вот отрывок из речи Эдвардса произнесенной в 1950 году: «Красота мира целиком состоит из сладостных взаимных соответствий предметов между собой и их согласия с бытием Всевышнего. Что касается телесного мир, то, хотя ему и присущи многочисленные виды соответствий, все же сладчайшая и самая чарующая его красота заключается в его уподоблении красоте духа. Причина этому в том, что духовная красота бесконечно прекраснее всех других, и поэтому тела, будучи лишь тенями сущего, должны обладать очарованием, говорящим о красоте духовной. Такой тип красоты принадлежит природе и превосходит искусство, сотворенное человеком». 

 Изгнание закончилось в 1756 году, когда Эдвардсу предложили почетный пост президента Принстонского колледжа, что подтверждало его признание как ведущего философа всей Америки. Но, увы, в 1758 году эпидемия оспы забрала жизнь Джонотана Эдвардса.

                                                  4 

                                       Заключение

В заключение еще пара цитат из книги и рекомендация из серии – что посмотреть. 

Вот мнение французского аристократа Алексиса Де Токвиля из работы «О демократии в Америке», в которой французский исследователь в числе многих вопросов общественной жизни США XIX в. исследует национальный характер и общественное сознание американцев. Основное это то: «….что каждый американец в своей умственной деятельности полагается только на самого себя и свое собственное понимание вещей». А сам автор исследование считает, что: «Сила американского народа –в историческом ретроспективном обозрении- состояла не в том, что духовно нация выросла из пуританизма и пуританской философии, а в том, что она смогла преодолеть их, тогда когда они исчерпали все свои исторические силы и превратились в тормоз развития общества».

 Для лучшего понимания сути процесса формирования общественного сознания и психологии новой американской нации,которая начала формироваться после окончания гражданской войны между северянами и южанами предлагаю посмотреть- сериал «Ад на колесах». Рассказывает о строительстве железной дороги. Время действия- после окончания войны между Севером и Югом, то есть начало новой эпохи развития американской цивилизации. Как мне показалось кино немного затянуто и можно было бы уложиться в 3 сезона, но поскольку меня спросить забыли, то сделали 5. Однако в общем история получилась достаточно интересной и исторически достоверной.

Спасибо за внимание и до новых встреч.