В этот раз представляю книгу В.Р. Полищука «Теорема Каблукова» из серии творцы науки и техники. Изд. «Знание» Москва 1983 г. где читатель найдет немало интересной информации из истории науки. Также хочется отметить особый стиль повествования, который делает доступным его для самого широкого круга читателей. В общем, даже если Вы не поклонник химии, то для общей эрудиции и расширения кругозора подойдет как взрослым, так и школьникам.
Автор Валерий Романович Полищук кандидат химических наук. Сотрудник института элементоорганических соединений АН СССР и журнала «Химия и жизнь».
Начну данный обзор с цитаты из книги, которая отражает суть такого явления культуры, как наука:
«Сколь бы ни была богата наша фантазия все её порождения обязательно напоминают нечто уже виденное, осознанное, получившее имя. Каждый, кому доводилось читать фантастические романы, видимо замечал: даже самый гениальный фантаст не может выдумать, например, инопланетную цивилизацию, хоть чем-нибудь не напоминающую нашу земную. И фантастические животные древних неизбежно «склеивались» из частей, принадлежавших зверью хорошо известному, реальному. И даже детские сказки, как полагают историки, содержат отражение, отблеск событий реальных, всамоделишных. Это же относится и к науке. Обнаружив новое, никем ранее не замеченное явление, ученый в поисках названия, объяснения неизбежно обращается к вещам уже известным и осмысленным- деваться т этого некуда». Так объяснение устройства атома стало возможным только после того, как Ж. Перрен, Э. Резерфорд и Н. Бор сравнили крошечную частицу с солнечной системой представив Солнце как ядро, а планеты как электроны.
Теперь немного из биографии будущего ученого: профессора и академика. Отец Ивана Алексеевича Каблукова (1857-1942) получил образование благодаря желанию барина обзавестись собственным врачом. По тем временам –это было обычным делом, учить крепостных, что обходились гораздо дешевле, чем нанимать из вольных. Иван Алексеевич был восьмым ребенком в семье, а всего детей было 13! И надо заметить, что ничем особенным тогда такое не считалось. Так же и ничего особенного не был в том, что до зрелого возраста дожили только десять из тринадцати и никто из детей не был обделен родительским вниманием. Вот и способностям будущего ученого –химика не дали пропасть и вопреки всем препятствиям определили его в гимназию, а затем в Московский университет (1876 г.). Тут надо заметить, что без гимназического образования поступить в ВУЗ было невозможно. Да и вообще Александр III считал, что простолюдинам высшее образование ни к чему. «Каждый сверчок знай свой шесток»- пусть ремеслу учатся. Автор книги рассказывает историю о том, как царь дал затрещину своему кучеру, когда старик похвалился, что старший сын учится в университете. Да ладно бы учение в университета только для пользы отечества было, а то брожение умов да еще и бомбу сделают. Царь им видишь ли не такой, а то и сам Бог не такой. Не отменяешь крепостное право- плохой, а отменил –опять плохой…
Однако, вернемся к биографии ученого.
В 1891 году Каблуков наконец-то защищает докторскую диссертацию «Современные теории растворов (Фант-Гоффа и Аррениуса) в связи с учением о химическом равновесии».
Не буду вдаваться в подробности баталий развернувшихся в европейкой химической науке во второй половине 19 века. Если в общем, то идеи Якоба Фант-Гофа (1852-1911) и Сванте Августа Арениуса (1859-1927) совершили революцию в учении о веществе, доказав существование ионов. Отныне химия и физика пойдут вместе создавая тут картину мира, которую мы принимаем и в настоящее время. Подробнее об этих событиях вы можете прочитать в главе «Дикая орда ионистов»
Диссертация в количестве 150 экземпляров была отпечатана в типографии Щепкина на Арбате и посвящалась отцу и матери ученого, ведь именно поддержка родителей помогла таланту добиться заслуженного триумфа.

Родители Каблукова- Екатерина Степановна и Алексей Федорович.
Дело в том, что работа в Московском университете и вообще занятие наукой не приносили особого дохода. Молодые ученые- выходцы из непривилегированного сословия да еще к тому же бедных семей испытывали серьезные материальные проблемы, что порождало желание отказаться от науки и переключиться на другой род деятельности и уйти, например, в коммерцию. Из письма матери: «Все эти дни я была в большой тревоге, боясь, чтобы тебе не предложили более выгодные условия, - писала сыну Екатерина Степановна,- тебе не следует зарывать себя в глуши, вдали от образованного мира. Я представлю себе то общество- накопители и прожигатели капиталов…Не в одних деньгах счастье, дорогой мой, это ты видишь по нашей семье. Мы всегда нуждались да не жаловались и чувствовали себя счастливыми».
Почувствовать себя полностью счастливым новоиспеченному доктору химии мешал отказ министра в назначении сверхштатным профессором университета. Тем не менее выбор был сделан и оставалось только лишь следовать по пути служения науке, несмотря на скепсис традиционной науки по отношению к энтузиастам нового направления –физической химии («ионистам»). В своей диссертации Иван Алексеевич сформулировал свою знаменитую «теорему доверия». Суть идеи заключалась в том, чтобы устранить кажущееся противоречие между гидратной теорией Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907) и теорией диссоциации. «По нашему мнению, вода, разлагая молекулы растворенного тела, входит с ионами в непрочные соединения, находящиеся в состояния диссоциации по мнению же Аррениуса, ионы свободно двигаются, подобно тем отдельным атомам, которые происходят при диссоциации галоидов (Cl, Br, I) при высокой температуре». И в последнем абзаце работы: «Растворитель, действуя на растворенное тело, изменяет его физические и химические свойства, и от величины взаимодействия между растворенным телом и растворителем зависят все свойства раствора». Уточню, что галогениды –это хлор, бром и иод.
А профессором Иван Алексеевич стал лишь в 1899 году. Его деятельность продолжилась в Московском сельскохозяйственном институте на кафедре неорганической и аналитической химии, где он и прослужил до конца своих дней. В 1903 году в 46 лет он получает престижную должность профессора Московского университета.

После революции 1917 года, Каблуков начинает сотрудничество с советской властью. Свои силы и знания он решает посвятить созданию нового государства и общества. Несмотря на тяжелые бытовые условия и возраст профессор активно занимается научной деятельность, например, продолжает исследования мёда и предлагает технологию получения искусственного продукта для обеспечения Красной Армии. Итоговая работа «О меде, воске, пчелином клее и их подмесях» вышла в 1941 году.
В этой книге есть и раздел посвященный проверке качества меда: чистый мед полностью растворяется в воде, подмешанная патока дает осадок с раствором хлористого бария, подмешанный крахмал обнаружится синим окрашиванием с иодом или бурое с нашатырным спиртом. Вот что писал М. Горький о тех событиях: «Я наблюдал с каким скромным героизмом, с каким стоическим мужеством творцы русской науки переживали мучительный голод и холод, видел, как они работали и видел, как умирали. Мои впечатления за это время сложились в чувство глубокого и почтительного восторга перед вами, герои бесстрашной исследующей мысли».
Когда советская власть начинает активную деятельность по исследованию и разработке полезных ископаемых , Каблуков и другие сотрудники Московского института удобрений (позже переименован в Научный институт удобрений и инсектофунгицидов) начали заниматься разработкой проблем связанных новыми месторождениями. В частности, Иван Алексеевич публикует статьи посвященные получению калийной селитры из соликамского сильвинита, а в 1933, несмотря на преклонный возраст, году предпринимает долгое и трудное путешествие в Соликамск. Кстати, за год до этого путешествия ученый был избран почетным академиком, вроде можно бы «почить на лаврах», но для Ивана Алексеевича привлекали не звания и слава, а живое дело- развитие науки как в теории, так и в практике. В 1935 году выходит учебник Каблукова «Физическая и коллоидная химия». Новым вариантом этого учебника Иван Алексеевич занялся в 1941 году, но уже был весьма слаб –возраст и болезнь делали своё дело. С началом Великой Отечественной войны учены был эвакуирован в Ташкент. Где по мере сил продолжал заниматься наукой и начал писать лекции о Ломоносове и природе воздуха для студентов Ташкентского университета, но закончить работу не успел: «Пятого мая 1942 года Иван Алексеевич умер, так и не узнав о том, что в феврале под Ленинградом погиб его младший внук Шура».
И в заключение еще одна важна мысль Каблукова, которая всегда будет актуальна : «Только то войско побеждает, которое заранее уверено в победе, только то общество прогрессирует, в котором молодежь выходит на арену общественной деятельности, с твердой надеждой на то, что они будут приносить добро и свет».
