Введение.

 Информация для статьи взята из книги «Германский фашизм», изд. «Наука» 1989 г. Автор данного исследования- историк и социолог Александр Абрамович Галкин.

Монография- это научный труд. В отличии от художественного произведения,  в монографиях исследование какой-либо проблемы строится исключительно на фактах и общепринятых научных теориях. Никаких домыслов, типа - кажется, чудится, снится – не предполагается.  Само слово греческого происхождения моно-один, графо- пишу.

   Итак, 30 января 1933 г. в Германии,  произошло, событие, которое впоследствии привело к мировой трагедии- Второй мировой войне. Высшая исполнительная власть досталась Гитлеру и его сторонникам по НСДАП (национал-социалистическая немецкая рабочая партия). Не буду подробно останавливаться на всех причинах прихода к власти нацизма, так как, без денег любая политическая деятельность обречена на провал, то рассмотрим источники финансирования деятельности Гитлера.

                        Главные источники финансирования НСДАП.

     Автор монографии пишет: «Бывший германский канцлер Брюннинг , например, неоднократно жаловался, что, несмотря на огромные материальные затраты, связанные с частыми в последние годы Веймарской республики, выборами гитлеровское движение постоянно располагало необходимыми средствами. То, что финансирование осуществлялось постоянно и в значительных размерах говорит и тот факт, что гитлеровцы первыми создали партийную армию СА. Содержание такой армии требовало немало денег. Бойцы  СА обеспечивались всем необходимым: от униформы и вооружения  до бесплатного пива. Какие же политические силы взяли фашистов на содержание? К сожалению документы в которых можно было бы найти точные ответы оказались уничтожены. Например, приходные книги имперского казначея НСДАП Ксавера Шварца были сожжены в Мюнхене накануне прихода американцев. Сам же Шварц был арестован американскими властями, и вплоть до своей смерти в 1947 г. дал немало ценной информации, но она так и не стала достоянием общественности.

    Однако, существует достаточное количество   косвенных данных, на основе которых можно сделать вполне убедительные выводы.

1. К началу 20-х годов, когда Гитлер стал лидером нацистской партии значительная часть денег давалась рейхсвером (вооруженными силами Германии                              2. Пожертвования эммигрантов-белогвардейцев.                                                              3. Иностранные источники. Например, в начале 20-х годов германская пресса опубликовала информацию, что на счет НСДАП в мюнхенском филиале «Немецкого банка» была переведена значительная сумма во франках. Высказывалось мнение, что эта помощь оказывалась французами в связи с сепаратистскими выступлениями нацистской партии (выдвинула тезис об исключительной самобытности Баварии) против Берлина.                                                                                                                      4. Субсидии из США, в частности от Генри Форда.                                                              5. Монополистический капитал Германии. Например, «Баварский союз промышленников». «Разумеется, на первом этапе поддержка НСДАП, в том числе и финансовая, не была столь широкой и всесторонней, как накануне прихода Гитлера к власти. Для этого были свои причины. Во-первых, нацисты представляли собой в то время лишь одну из многих правых и праворадикальных партий, стоявших на позициях фашистской диктатуры. Естественно, что объем средств, приходившийся на их долю, соответствовал её политическим возможностям. Во-вторых, влиятельная часть германской буржуазии длительное время считала невыгодным переход к открытой диктатуре, осуществляемой руками нацистов, и продолжала делать ставку на традиционные буржуазные партии». Однако, по мере обострения политической и экономической обстановки круг монополистов, заинтересованных в поддержке фашистского движения постоянно расширяется. Например, генеральный директор и владелец крупнейшей угледобывающей фирмы «Гельзенкирхер бергверкс А.Г.» Эмиль Кирдорф,   начиная с 1927 г. активно способствует укреплению связей промышленников и нацистов.  По инициативе Кирдорфа в конце 1930 г. Гитлер начинает получать регулярные пожертвования от Рейнско-Вестфальского угольного синдиката.

         Особого внимания заслуживает нефтяной магнат Детердинг, который традиционно поддерживал «правых». «Я лично считаю,- говорил Детердинг излагая своё кредо, что так называемая демократия в том виде как она понимается общественным мнением в большинстве стран, это не что иное, как рай для бездельников…Если бы я был всемирным диктатором, я расстрелял бы всех бездельников, которые попались бы мне на глаза». Именно Детердинг взял на себя финансирование предвыборных  компаний нацистов в 1932 г.,  исход которых сыграл огромную роль в политической карьере Гитлера.

6. Банки. «В числе сторонников нацистов с самого начала фигурировал член правления Немецкого банка фон Штаус. В декабре 1930 г. Штаус свел своего приятеля и коллегу Ялмара Шахта, бывшего президента Рейхсбанка, с Германом Герингом. С этого момента Шахт стал одним из самых ярых приверженцев национал-социализма среди германских банкиров. Помимо непосредственной денежной поддержки, банки удостоверяли кредитоспособность нацистов. Расходы партии постоянно превышали доходы, что заставляло брать займы.                                                                                       7.Труд заключенных в лагерях смерти и трудящихся порабощенной Европы.

                                                    Заключение.

       После разгрома гитлеровской Германии представители монополистической буржуазии пытались отмежеваться от фашизма, что стало очевидно уже во время Нюрнбергского процесса.  Подобная тактика  продолжалась и в дальнейшем на процессах против немецких промышленников, проходивших в американской оккупационной зоне.  Например: «Во время процесса против Фридриха Флика Ялмар Шахт, бывший гитлеровский  министр хозяйства и президент рейхсбанка, который на протяжении ряда лет был самым близким Гитлеру человеком, представлявшим интересы германской монополистической буржуазии, выступая в качестве свидетеля защиты, заявил, что ему ничего не известно о связях между Гитлером и промышленниками. На этом же процессе защитник Флика Рудольф Дикс утверждал, что Гитлера  привели к власти «массы» в то время как руководители тяжелой промышленности относились к нему отрицательно».

       Однако, факты говорят о другом. А. А. Галкин пишет: «Разумеется, сами по себе деньги не «сделали» Национал-социалистскую партию. Однако без финансовой поддержки она не смогла бы развернуть эффективной пропаганды, благодаря которой небольшая группа завсегдатаев мюнхенских пивных превратилась в массовую партию, сумевшую повести за собой значительную часть немецкого народа». Без поддержки крупной буржуазии НСДПА не смогли бы активно участвовать в предвыборных компаниях, создавать штурмовые отряды, которые стали решающей силой в установлении террористической диктатуры и проводить политику социальных подачек для  укрепления массовой  базы.