Эпиграф «Человек-это хищное животное» (О. Шпенглер)
Введение.
В качестве эпиграфа выбрано высказывание немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936 г.). Данное определение человека немецкий философ сформулировал в труде «Закат Европы» и восприятие человека как хищника, то есть по своей сути существа агрессивного и на подсознательном уровне воспринимающего насилие как своё естественное право- стало идейной основой социальной философии нацизма. Причем культ силы и ненависти достаточн легко был интегрирван в сознание представителей всех слоев общества, от маргиналов до интеллигенции.
- Немецкая интеллигенция и нацизм.
Значительную роль в утверждении идей национал-социализм сыграла немецкая интеллигенция.
А. А. Галкин отмечает следующую особенность: « В Германии, в отличие от ряда других стран, прослойка лиц с высоким уровнем образования, занимающаяся умственным трудом, в своем большинстве не была ни либеральной, ни прогрессивной. Тесно связанная с бюрократическим государственным аппаратом, крупными монополиями и аграриями, она занимала крайне шовинистические империалистические позиции, создавая идейную опору для правых сил. Уже с 1932 г. немецкие университеты стали своего рода прообразом будущей «третьей империи». В аудиториях господствовал дух расовой нетерпимости. Лекции профессоров еврейской национальности подвергались бойкоту. Евреев-студентов избивали и не допускали к занятиям. Педагогам, заподозренным в либеральных симпатиях, устраивали обструкции». В чем причина такого поведения представителей интеллектуальной элиты? Они были твердо убеждены, что только национал –социализм спасет Германию от экономического и политического хаоса. 11 ноября 1933 г. уже после победы нацистской диктатуры именно виднейшие деятели культуры обратились к мировому сообществу с просьбой поддержать политику Гитлера: «Среди подписавших этот призыв были крупнейший хирург Зауэрбрух, искусствовед Пиндер, ректор Берлинского университета антрополог Ойген Фишер, ректор университета во Фрайбурге философ Хейдегер и др.». Открыто против фашизма выступила лишь незначительная часть немецкой интеллигенции, например Томас и Генрих Ман –вынуждены были покинуть Германию. Был репрессирован выдающийся общественный деятель, лидер пацифистского и антифашистского движения журналист Карл Осецкий.
2. О характерных чертах идеологии фашизма.
Немецкий экономист, вынужденный эмигрировать из Германии из-за несогласия с политикой Гитлера, Вильгельм Репке писал о сущности фашисткой идеологии: «Смесь бушующих чувств и необузданного стремления к активности играющих в индейцев детей с цинизмом, оппортунизмом, жестокостью, лживостью, ненавистью, завистью, честолюбием, бесчестием, интригами и повышенной сексуальности. Варварство порожденное не незрелостью, а ленью. Отвратительное рыло недоучки прикрывающегося псевдонаучными формулами. Истерический транс безответственных и декадентных интеллектуалов, подстегивающих массы своими фразами, морочивших им головы при помощи фразеологии, к которой когда-то прибегали Лессинг, Гете и Шопенгауэр». Анализируя праворадикальную идеологию национал-социалистов –западногерманский исследователь Петер Фурт отмечал такую особенность: «Задача этой идеологии не убеждать людей, а организовывать их». Фашистам удавалось добиваться успехов во влиянии на массы совмещая несовместимое. - с полным основанием отмечает Вальтер Хофер (1893-1975 г. арт-дилер и доверенное лицо Геринга,- « Неясная программатика, позволила национал-социалистам выступать одновременно и в антикапиталистическом и в антипролетарском облачении, изображать себя в качестве и реставраторской, и революционной силы, провозглашать себя националистами и в то же время социалистами. В результате партия сумела приобрести себе сторонников во всех социальных слоях немецкого народа».
Еще одна отличительна особенность двойственность и лицемерие: «Для идеологии фашисткой элиты был характерен аристократизм, основанный на ницшеанском презрении к простому человеку, к плебсу, к больным и слабым. Идеология, рассчитанная на массовое потребление выдвигала на первый план принципы примата простого человека, человека труда, социальной справедливости и народности» Что касается расовой тории, то для элиты она служила оправданием привилегированного положения в обществе. Для масс –акцент делался на межнациональном аспекте, т.е на превосходстве немецкой нации над другими. По мнению самого Гитлера: «Прежде всего необходимо покончить с мнением, будто толпу можно удовлетворить с помощью мировоззренческих построений. Познание- это неустойчивая платформа для масс. Стабильное чувство –ненависть. Его гораздо труднее поколебать, чем оценку основанную на научном познании…Широкие массы проникнуты женским началом: им понятно лишь категорическое «да» или «нет»… Массе нужен человек с кирасирскими сапогами, который говорит: этот путь правилен…».
Почему культ силы, хищного безжалостного зверя оказался столь привлекательным для широких слоев населения? А. А Галкин отвечая на этот вопрос пишет: «Попранное чувство национального достоинства, связанное с проигранной войной, было обострено бесцеремонным обращением победителей с поверженной Германией. Непрерывные дополнительные требования, собенно со стороны Франции создавали постоянное ощущение слабости и беспомощности своей страны перед лицом вооруженных до зубов победителей. В этих условиях проповедь идеи вечного мира и господства разума в отношениях между народами, с которой выступали многие представители веймарской коалиции, в том числе и теоретики социал-демократии, вызывали внутреннее раздражение и сопротивление».
- Об исключительности нации и борьбе за чистоту расы.
Если есть сверхчеловек значит должен быть и недочеловек. Ярым сторонником данного утверждения был руководитель СС Генрих Гиммлер: «Недочеловек – утверждал он, -это биологически на первый взгляд полностью идентичное человеку создание природы с руками, ногами, своего рода мозгом, глазами и ртом. Но это совсем иное ужасное создание. Это лишь подобие человека, с человекоподобными чертами лица, находящееся в духовном отношении гораздо ниже, чем зверь. В душе этих людей царит жестокий хаос диких необузданных страстей, неограниченное стремление к разрушению примитивная зависть, самая неприкрытая подлость. Одним словом, недочеловек. Итак, не все то, что имеет человеческий облик равно. Горе тому, кто забывает об этом». Гиммлер был активным борцом за расовую чистоту, отбор рекрутов в СС был в полном соответствии с требованиями евгеники (учение об улучшении человека через искусственный отбор). «Для обеспечения «полноценного» в расовом отношении пополнения были созданы специальные школы-интернаты «НАПОЛАС» (Национал-социалистические воспитательные учреждения). Так же Гиммлер курировал «Лебенсборн». Данная организация должна была содействовать реализации проекта массового арийского потомства, т.е. производства и воспитании внебрачных детей от лучших представителей сверхрасы. «Лебенсборн» полностью брала на себя заботу о таких детях. Женщинам выразившим желание участвовать в проекте подбирали арийских производителей, а для эсесовцев был издан приказ, обязывающий произвести минимум одного потомка.
- Тотальный контроль и управление сознанием.
Вовлечение молодежи в активную политическую жизнь проводилось через союзы, объединявшие различные возрастные группы. В 1936 г. был создан «Гитлерюгенд», объединявший мужскую молодежь в возрасте от 10-18 лет. Молодежь женского пола была организована в «союз девочек»- 10-14 лет и Союз немецких девушек от 14-21 год. Пребывание в союзах гитлеровской молодежи и немецких девушек –был обязательным. « Через эти союзы организовывался активный отдых молодежи, проводилась спортивная, а среди юношей- военно-спортивная работа. В союзах молодежь подвергалась активной идеологической обработке в национал-социалистическом духе. Для поощрения военных склонностей и развития карьеризма как мужские, так и женские организации были построены по военному образцу; для их членов была установлена специальная форма, введены чины, звания и знаки различия». После 18 лет член общества, приученный к поклонению фюреру и воинской доблести мог продолжить карьеру вступив НСДАП.
Но и обычный обыватель даже дома ощущал постоянный контроль нацистского государства. «Если он был многосемейным и зарегистрирован как нуждающийся, то к нему время от времени заглядывали представители национал –социалистских благотворительных обществ. Его жену, занимавшуюся домашним хозяйством, посещали уполномоченные женских союзов. Если у него был маленький земельный участок, ему приходилось иметь дело с Национал-социалистским союзом огородников. От него требовали участия в манифестациях, в денежных сборах, ношения значков, символизирующих солидарность с нацистским режимом
В социально-психологическом плане крайний национализм, переходящий в расизм, – своеобразная форма преодоления «комплекса неполноценности», свойственного мелкому буржуа и вообще обывателю, особенно остро воспринимающему неустойчивость своего социального положения, свою неспособность одолеть барьеры, отделяющие его от того общества, того образа жизни, к которому он все душой стремится»/
«Главным в нацистском «социализме» всегда был этатизм : высшая форма апологетики всеобъемлющей тоталитарной роли централизованной власти. Сам социализм фашистские идеологи определяли следу за Шпенглером, как форму общественной организации, при которой государству принадлежат важнейшие функции во всех областях жизни- начиная с политики, кончая культурой и личной жизнью граждан». Государство- это народ а воля фюрера- это воля народа. Отсюда традиционной политикой фашистского государства стало заигрывание с народом, и создание стойкой иллюзии социальной справедливости.
А. А. Галкин пишет: «Не социальная справедливость как общественный принцип, не создание условий, при которых обеспечивается равенство условий жизни и социальных возможностей для всех слоев населения, а широко организованна система подачек сверху- вот тот социальный конек национал- социализма, который был использован им для завоевания масс.
- Национал –социалисты и религия (как пример гибкости социальной политики гитлеровсского руководства).
«Поскольку официальные каноны христианства противоречили основным мировоззренческим принципам национал-социализма, теоретики НСДАП на первых порах занимали фронт против церкви». В национал-социалистической литературе была развернута компания против религии и церкви. «Религия любого вида, писал нацистский теоретик, ректор университета Гете в Франкфурте-на- Майне Э. Крик, берет свои истоки из Азии. Религия чужда нам по своему характеру и смыслу… Характеру и целям германцев соответствует жива вера в бога и судьбу…Вера крепит волю и силу, религия разрушает волю и силу; религия жизненно чужда нашей расе. Вера, воля, сила- факторы здоровья. Религия с её чудесами, потусторонним миром и искуплением- причина болезни».
А вот утверждение профессора Бергмана руководителя немецкого движения верующих: «Христианство явилось не только большевизмом в вопросах собственности, в отношении к народности и отечеству, во всех его формах отношения к миру . Это самая античеловеческая из всех религий большевизировала прежде всего человеческое тело, которое всячески насиловал аскетический христианский дух, стремящийся поскорее освободиться от телесной оболочки как ненужной вещи». Эта сторона нацизма вызывала особую симпатия среди определенной части немецкой молодежи, но тем не менее скорее ослабило связь НСДАП с широкими слоями населения. В итоге нажим на традиционную церковь пришлось ослабить. Например, «Борман, носившийся сначала с идеей отмены преподавания религии в школе и замены 10 заповедей церкви новыми нацистскими заповедями (храбрости, чистоты крови и т.д. ), категорически отверг выдвинутое министром культов предложение о коренной реформе церкви под эгидой национал-социалистического государства, сославшись на возможность волнений и усиления раздоров в стране».
Заключение.
Таким образом, идеологическая система фашизма обеспечивала тотальный контроль над общественным сознанием. Никто не чувствовал себя обделенным вниманием. Каждому внушалось, что фюрер и государство заботится о нем. Людям было сказано, что вы не просто хорошие, а лучшие и даже самые лучшие. Нация господ –элита человечества, способная установить новый порядок, новые и самые правильные правила существования цивилизации. И это было не просто словоблудие партийных демагогов –слова подкреплялись делами. Легкие победы первых лет мировой войны формировали веру в исключительность и особую даже мистическую силу фюрера и народа. И все бы ничего если бы не открытие нового- восточного фронта и вот уже похоронки одна за другой и инвалиды все чаще встречаются на аккуратных улицах немецких городов и в «третий рейх навсегда» с каждым днем верится все меньше и меньше….