Эпиграф.
«Самоотверженность, твердость духа и воли на пути к намеченной цели побеждает все…». (П. Кропоткин)
Введение.
Продолжаю обзор литературы из моей домашней библиотеки. В этот раз представлю книгу Вадима Телицына «Нестор Махно». Изд. «ОЛИМП» Москва и «РУСИЧ» Смоленск. 1998 г.
Эпиграфом к данной статье выбраны слова сказанные Нестору Ивановичу Махно (1888-1934) выдающимся теоретиком русского анархизма Петром Алексеевичем Кропоткиным (1842-1921 г.).
Какую же цель ставил перед собой революционер-анархист Махно во имя чего он решил пожертвовать простыми смыслами жизни ?
Вот одно из обращений крестьянского батьки к гуляйпольским анархистам (лето 1918 г.): «Общими усилиями займемся разрушением рабского строя, чтобы вступить самим и вести других наших братьев на путь нового строя. Организуем его на началах свободной общественности, содержание которой позволит всему не эксплуатирующему чужого труда населению свободно и независимо от государства и его чиновников, хотя бы и красных, строить всю свою социально-общественную жизнь совершенно самостоятельно у себя на местах, в своей среде…Да здравствует Украинская социальная революция!». В каждом из нас живет анархист, но не в каждом живет революционер. Каждый может нарушить правила или совершить правонарушение, но это исключительно в личных интересах для достижения бытового или психологического комфорта. Посвятить свою жизнь достижению такого абстрактного идеального идеала, как справедливость может только неординарная личность- революционер по сути. Возможна ли победа справедливости или невозможна –вопрос второстепенный. Для личностей такого масштаба как Нестор Махно невозможно не попробовать сделать мир лучше для всех.
- Детство и юность. Знаки судьбы.
Уже с самого рождения в жизни Нестора Махно начали происходить интересные судьбоносные события. Поскольку, ребенок родился слабым мать исправила дату и год рождения с 26 октября 1888 на 28 октября 1889 г. Решила дать еще год детства младшенькому, что бы окреп перед началом трудовой деятельности. Если следовать модной в наше врем астрологической классификации, то Махно –скорпион. В дальнейшем эта хитрость спасет жизнь Нестору. За участие в разбойных нападениях Одесский военно-окружной суд приговорил Махно к казни через повешение ( Март 1910 г.). От исполнения приговора Нестора Ивановича спасло то самое исправление в метрике. На момент совершения преступлений не хватало 6 месяцев до совершеннолетия и в итоге казнь заменили пожизненной каторгой. Кроме того, как отмечает автор исследования, исполняющий обязанности командующего войсками Одесского военного округа фон дер Флит направил министру внутренних дел рапорт о замене приговора на бессрочной каторгой, так как преступление не сопровождались кровопролитием, а затем и премьер –министр П. А. Столыпин дал свое согласие на смягчение приговора. В таком расположении к преступнику со стороны власти- главную роль могло сыграть письмо матери Махно к российской императрице. По счастливому стечению обстоятельств Александра Федоровна получила его в день именин и растрогавшись упросила мужа отменить смертный приговор.
И еще про один знак судьбы: «Хотя односельчане и забыли год рождения своего земляка, но помнили, передавая из уст в уста, легенду, согласно которой при крещении младенца на священнике загорелась риза». Согласно этой примете новорожденный должен стать грозным разбойником. Однако, в будущем загорится не только риза, но и сам священник. Это случится на станции «Орехово» в январе 1919 г. куда отступили махновцы после неудачного боя с поселенцами немецкой колонии «Блюменталь». Потери были серьезные да еще десятки раненых страдали без должной медицинской помощи и в этот неподходящий момент появился священник, который начал призывать партизан не трогать колонистов. Узнав о священнике –миротворце Махно приказал казнить его. «Приказ Нестора бросились исполнять Щусь, Лютый и Лепетченко. Они cвязали старика и под одобрительные крики толпы «В топку его, черта патлатого! Ишь, паразит, разъелся!» Потащили его к ближайшему паровозу». Когда батьке доложили о казни он произнес: «Сам виноват, сидел бы тихо, никто и не тронул бы».
Учился Махно хорошо- проявляя такие черты характера как трудолюбие и настойчивость. «Но уже с ранних лет в характере мальчика были заметны такие черты, как вспыльчивость, злость, и упрямство, упорное сопротивление всякому насилию над собой, острое нежелание кому-либо и в чем-либо подчиняться». Эти качества проявлялись прежде всего в отношении хозяев, на которых Нестор был вынужден работать что бы помогать матери содержать семью. «На побои, которыми щедро награждали Нестора со всех сторон, он отвечал как мог, ловко и незаметно срезал пуговицы с костюмов приказчиков, подливал касторовое масло в чайник с чаем, а одного из своих хозяев однажды, после того как тот устроил ему порку, облил кипятком, да так что его в обморочном состоянии увезли в больницу».
В 1906 в 18 лет от роду, будущий вожак повстанческого движения украинских крестьян вступает в анархистскую организацию «Союз бедных хлеборобов», где проявляет всю противоречивость характера. «Неуемный характером, Махно не особенно разбирался в политических тонкостях анархизма, ему все равно было, в кого стрелять- толи в чиновника, толи в полицейского, толи просто в неугодного ему и его друзьям человека. Получив оружие (револьвер «бульдог»), он применял его по собственному усмотрению. В конце 1906 года служащий земской больницы Михеев, обуреваемый ревностью к невесте, поведал Нестору свою личную драму. Махно за небольшое вознаграждение совершил покушение предполагаемого соперника, но будучи пьяным (выпил для храбрости), промахнулся. Поскольку обошлось без жертв молодого террориста привлекли только за незаконное хранение оружия и затем отпустили.
Это было только начало. В итоге за свои «подвиги» или если можно так выразиться за революционную деятельность Махно попадает в тюрьму.. Как ему удалось избежать высшей меры было рассказано выше, а вот выжить там –это действительно чудо. Во время заключения в бутырской тюрьме (1911 г.) Нестор Иванович заболел туберкулезом и перенес сложнейшую операцию по удалению одного легкого, но это не сломило его, и Махно продолжал оставаться деятельным и любознательным. Кроме того, второй удачей –стало знакомство с профессиональным революционером Петром Аршиновым, который стал его учителем и другом, а впоследствии и идеологом повстанческого движения махновцев. И третьей, конечно же, революция 1917 г., которая принесла будущему крестьянскому вожаку- свободу.
- Гражданская война. Не за «красных», но с «красными». Встреча с Кропоткиным и Лениным. Политическая культура Махно: анархизм и антисемитизм.
Вот чт пишет автор исследования о гражданской войне: «О жестокости гражданской войны сказано и написано много. И ей, этой жестокости, давно перестали удивляться. Война, вызванная расколом в обществе, поделила людей, нередко близких друг другу, на своих и чужих, противоборствующие стороны не видели иного средства разрешения конфликта, как полное уничтожение противника. Все решала сила. А к жестокости повстанцев в чьи головы так настойчиво вдалбливались идеи анархии, отрицавших любую власть над собой, еще примешивалась и подсознательная звериная дикость, вырвавшаяся наружу, когда исчез страх перед возможным наказанием за содеянные преступления».
После того как в апреле 1918 г. Гуляйполе было занято немцами и гайдамаками- Махно отправился в Москву, где ему удалось осуществить давнюю мечту –встретиться с самым авторитетным теоретиком анархизма –Петром Алексеевичем Кропоткиным. Наставление старого революционера стало девизом Махно: «Нужно помнить дорогой товарищ, что борьба не знает сентиментальностей. Самоотверженность, твердость духа и воли на пути к намеченной цели побеждает все…». Тогда же произошла и встреча с В. И. Лениным: « Встреча оставила двойственное впечатление в душе Махно: с одной стороны, он часто употреблял выражение «мудрый Ленин», а с другой –решил, что именно вождь большевиков- инициатор преследования анархистов в Москве и других крупных российских городах». Побывав в Москве Нестор Иванович понял, что в масштабах страны анархизм- малопродуктивен. «Хотя Махно –анархист специфический, «советский» (другие отрицали не только Совет, но и любые иерархические) структуры его понимание революции сильно отличалось от большевистского. Никакой руководящей роли партии Махно, естественно, не признавал. Для него «низовой», районный Совет- самодостаточная организация, в которой только и может быть непосредственно явлена воля народа. Иерархия советов- абсурд; пролетарское государство- вредная фикция, ибо, как неоднократно повторял Нестор Иванович, «государство олицетворяется чиновниками, и фактически они являются всем, рабочий класс- ничем».
То же самое и в отношении государственных институтов, например судебной системы, которая должна реализовать истинное народное правосудие, а не волю бюрократии. В 1918 году в одной из статей Махно писал, что правосудие- это неформальный творческий акт «….общежития и справедливости». Другие формы правосудия, например суды, революционные трибуналы, тюрьмы, полиция , милиция и т.п. должны навсегда уйти в прошлое».
Как Махно относился к антисемитизму, весьма актуальной проблеме украинского повстанческого движения? На вопрос Каменева об антисемитизме в рядах махновцев Нестор Иванович рассказал, как увидел на одной из станций плакаты антисемитского содержания: «Бей жидов, спасай революцию, да здравствует батька Махно» и за подобную агитацию лично расстрелял начальника станции. Вот строки воззвания к соратникам-анархистам: «В ряды партийных бойцов прокрадываются отрицательные, преступные элементы, для которых великая, тяжелая борьба сделалась громоотводом на пути к издевательствам насилию и личной наживе, с одной стороны, и сознательной, явной услуге контрреволюции- с другой. Еврейская беднота стала истекать кровью от грязных рук сознательных и бессознательных контрреволюционеров. На светлом ярком фоне революции появились темные, несмываемые пятна запекшейся крови бедных мучеников евреев. Величественная драма революционного повстанческого движения омрачена бездумной, дикой вакханалией антисемитизма священная идея революционной борьбы поругана, оплевана чудовищным кошмаром зверского издевательства над еврейской беднотой, влачащей жалкое, рабское, нечеловеческое существование».
Батькой- Махно стал зваться после боя в Большой Михайловке, где благодаря организаторским способностям и находчивости Нестора Ивановича был разгромлен отряд немцев и вартовцев (каратели гетмана Скоропадского). Это произошло в сентябре 1918 года.
Вот что записал в своем дневнике С.С. Каменев, который в качестве уполномоченного Совета Обороны приехал в Гуляйполе на встречу с батькой: «Махно- приземистый мужчина, блондин, бритый, синие острые глаза. Взгляд вниз, слегка наклоняя голову к груди, с выражением, будто сейчас все бросит и уйдет. Одет в бурку, папаху при сабле и револьвере. Его начальник штаба (Озеров) типичный запорожец: физиономия одеяние, шрамы, вооружение –картина украинского казачества XVIII века». Любопытно наблюдение Каменева по поводу внешности махновцев сделанные во время митинга: «Лица строгие, спокойные, вдумчивые, зверские челюсти, тупые глаза, безлобые, обезьяньи черепа, острые вздернутые носы, закрученные усики, недельная щетина, рты с подушечками у губ».
Несмотря на боевые заслуги махновцев в борьбе с контрреволюцией, большевикам все же пришлось задуматься о ликвидации Махно, который олицетворял истинного крестьянского вождя, бескомпромиссно стоящего на позициях казацкой вольности – самоуправления и отсутствия всякого диктата со стороны государства. Впрочем, в отношении повстанцев всегда проводилась двойственная политика- с одной стороны активное привлечение для борьбы против белогвардейцев на Юге, с другой откровенное недоверие, что в конечном итоге привело к трагедии : «….повстанцы к моменту решающих боев со Шкуро оказались с одними итальянскими винтовкам, к которым к тому же почти не было патронов. Все это ослабило махновскую бригаду и явилось причиной больших потерь личного состава». Стремясь сохранить свою армию и влияние в крестьянской среде, Махно отказывается выполнять приказы большевиков, например послал самого Троцкого: «А пошел ты, мухомор волосатый, к такой-то матери!», когда тот поставил перед махновцами невыполнимую боевую задачу. В итоге в июне 1919 года: «Махно объявили врагом революции практически на следующий день после принятия ВЦИК декрета «Об объединении Советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом».
Заключение.
Это 1-я часть обзора монографии В. Телицына «Нестор Махно» из серии «Человек-Легенда». Продолжение следует.