Введение.

Это 2-я часть обзора книги Вадима Телицына Нестор Махно.

                                                       1                   

          Вильностi трудовому люду! Вольный город Екатеринослав.

Личность революционера-анархиста в книге Вадима Телицына «Нестор Махно». Часть 2., изображение №1
 

      В конце весны 1919 года большевистское правительство Украины начало разрабатывать план ликвидации махновщины: «Ликвидировать Махно в крайний срок, предложить Ц.К. всех советских партий (коммунистов и украинских эсеров –коммунистов) срочно принять политические меры к ликвидации махновщины». Причиной этому стала независимость Махно от большевистской идеологии и неприятие принципов партийной диктатуры. Махновцы же воевали против врагов советской власти не хуже а порой даже лучше частей красной армии. Вот что писал представитель Наркоминдела РСФСР на Украине Д.Ю. Гопнер наркому Г.В. Чичерину в июле 1919 г. : « В махновской армии немало подонков и бандитов, но махновцы даже значительно беднее этими элементами чем наши так называемые «регулярные» украинские красноармейские части. Вспомним, какой огромный фронт держался партизанами Махно, вспомним многочисленные отзывы беспристрастных работников-коммунистов о том, с каким самоотвержением махновцы дрались по всему фронту…». Но местные харьковские, екатеринославские и александровские коммунисты так же помнили как до союза с Красной Армией защищая интересы местного крестьянства, Махновцы уничтожали продовольственные и чекистские отряды при этом конфискуя продовольственные запасы и возвращая большую часть отобранного крестьянам.

      В ноябре 1919 года произошло значимое событие в истории анархизма - попытка реализовать анархистские идеи на практике. «Батька объявил Екатеринослав вольным безвластным городом, одновременно наложив на его жителей 50- миллионную контрибуцию». Из банка была изъята вся наличность и начались раздачи денег, в основном советских, беднейшим жителям. Величина пособий могла достигать 1000 рублей, а детским приютам было выдано более миллиона рублей помимо продуктов. Сами махновцы не удержались от соблазна выпустить свои деньги. «На лицевой стороне денежных знаков было напечатано: Анархия –мать порядка, а на обратной стороне –разудалое четверостишие:

Ой, жiнко, веселись

У Махна грошi завелись,

Хто цих грошей не братИме,

Того Махно дратиме!»

      В Екатеринославе и других городах находившихся по контролем повстанческой армии было запрещено создавать любые органы власти, обязывая население признавать исключительно власть Махно и назначаемых им комендантов. При этом махновцы довольно терпимо относились к любым политическим партиям и профессиональным союзам. Однако анархистская демократия была только одной стороной медали. Другая сторона –активные репрессии против противников или просто недовольных махновцами. Например, обыватели были шокированы расстрелом шестидесятилетней начальницы гимназии Степановой, которая была заподозрена в связях с деникинской разведкой. «Достаточно было доноса о том, что тот или иной человек укрывает у себя добровольца-родственника, близкого или совсем незнакомого,- и этот человек уже не возвращался из контрразведки, его труп находили на берегу реки, на дне заброшенного карьера или у ограды местного кладбища».

     Был ли Махно жестоким? Разумеется нет. Жестокость воспринималась как необходимый инструмент революционной борьбы для достижения высокой цели. Был случай, когда Махно приказал отпустить юного паренька-продотрядовца, решив, что тот оказался на стороне красных по глупости. Мол, молод еще- не разобрался что к чему. Кстати, этим спасенным Махно, красным продотрядовцем Мишкой, был будущий классик советской литературы и Нобелевский лауреат Михаил Шолохов. Свидетельства современников, как правило, не отмечают жестокость и самодурство, как черту характера атамана, чаще всего рассказывают, что: «Махно –человек воли, импульса, страсти, которые бешено кипят в нем, которые он старается сдерживать железным усилием под холодной и жестокой маской». Конечно у каждого свидетельства были свои субъективные особенности: « Но в одном все едины- в описании его вызывающего ужас демонического взгляда».

    Для организации махновской армии и населения контролируемых повстанцами областей, Махно и его ближайшими соратниками был разработан план политических, экономических и культурно-просветительских мероприятий. Главной задачей пропаганды Махно считал организацию крестьян, рабочих и повстанцев на основе: «Трудового безвластного строительства жизни». Интересный пример реализации идей Махно –реформа образования. Анархистам в Гуляйполе удалось «отделить школу от государства», т.е. сделать её абсолютно независимой. «Все начальные школы и три гуляйпольские гимназии перешли на содержание населения. Вместе с учителями школьная комиссия, набранная из представителей крестьян, рабочих, железнодорожников и учащихся, занималась учебно-организационными, а также хозяйственными вопросами. Махно не вмешивался в эти проблемы. Он считал, что каждый должен заниматься своим делом и отвечать за него: он-воевать, учителя учить».

    Вопросы культурного воспитания в вольном Гуляйполе были особенны актуальны на фоне повального пьянства: «Махновцы топили в самогоне невеселые думы о своей грядущей безрадостной судьбе. Слаб оказался и сам батька, однако пил он только в относительно спокойной обстановке и жестоко преследовал повстанцев, за так сказать, «несвоевременное пьянство, когда противник был рядом, грозя наступлением или окружением повстанческих отрядов. Пьяные дебоши, кровь и насилие развращали население, приучали равнодушно взирать на жестокости, лишали чувства протеста против них». У местных детей появляются новые игры в допросы и расстрелы. Дело дошло до того, что нескольких крестьянских детей нашли замученным насмерть, а одного даже повешенным.

    Конфронтацию с красными пришлось прекратить перед лицом новой угрозы – активными и успешными действиями армии Врангеля, но после разгрома "черного барона", большевики вновь объявляют войну Украинской повстанческой армии. Постоянные сражения постепенно истощают силы махновцев, но в феврале 1921 года, когда махновцам удалось оторваться от преследователей войдя в Курскую губернию, появляется новый шанс усилить махновцев- вступить в союз с лидером антисоветского движения в Воронежской и Тамбовской губерниях- Антоновым. Но увы, для Антонова: «Что жид, что хохол- все едино», а Махно привык играть только первые роли.

    После полного разгрома повстанческой армии Махно принимает решение прекратить борьбу и прорываться за кордон. В одном из боев он получил серьезное ранение и только везение и отвага и преданность соратников спасли ему жизнь. Это было одиннадцатое ранение легендарного атамана- анархиста: «Он остался на всю жизнь хромым, со многими шрамами, и в том числе самым большим на правой щеке. В пятый раз за эти годы было напечатано сообщение о гибели Махно. Но Нестор Иванович стался жив». И 28 августа 1921 года, опрокинув пограничную заставу красных, остатки махновцев прорываются в Румынию. «Факт перехода в Бессарабию махновской банды установлен мною лично при посещении пограничной полосы. Фрунзе.».

                                                        Заключение.

Пройдя суровые испытания за границей: чудом избежав смерти при покушении подготовленном советскими чекистами и заключения в польской тюрьме, в итоге обосновавшись в Париже: "Махно вел жизнь обычного русского эмигранта. Внешне он превратился в типичного русского эмигранта первой волны: серый выцветший костюм-тройка из универсального магазина, вишнево-красный галстук , пальто –дождевик, помятая фетровая шляпа. Глубокий шрам пересекал его лицо. Махно слегка хромал, временами(особенно после удавшегося покушения на Петлюру и оправдания его убийцы Шварцбарда) ходил, тревожно оглядываясь по сторонам, словно чего-т опасаясь".

    И тем не менее, он оставался тем самым легендарным народным вожаком, которым всегда двигала «неукротимая жажда изменить существующий порядок и создать новое общество по образу и подобию легендарной казачьей вольницы». Даже в эмиграции Махно не оставляла надежда вернуться на Родину и продолжить борьбу с большевистской диктатурой, особенно после начала коллективизации. Вот строки из его статьи в журнале «Пробуждение» издававшемся в Детройте: «Бунтуй, говорит анархист-революционер угнетенному человеку, бунтуй, восставай и разрушай всякую власть над собой и в себе». Но его планам не суждено было сбыться-подвело здоровье. 25 июля 1934 года- Нестора Ивановича Махно не стало.

    А что же с его друзьями? Например, один из соратников и верных друзей Махно Левка Задов, не пожелавший жить эмигрантом и вернувшийся в большевистскую Россию- прослужил в НКВД до 1938 года, но как и тысячи других был репрессирован и расстрелян.

Личность революционера-анархиста в книге Вадима Телицына «Нестор Махно». Часть 2., изображение №2
 

                                          На фото Л. Зиньковский (Задов)

         Учитель и друг Нестора Ивановича Петр Аршинов публично отказался от идей анархизма и в 1935 году уехал в СССР, где и сгинул в лагерях.

Да в общем все умерли, но дело же не в том, что умерли, а в том как жили и за что умирали.

    «Маленькая Лена прижалась к матери, она еще не понимала, что прощается с отцом навсегда. Она еще и не могла даже представить, сколько трудностей выпадет на её долю- на долю дочки лихого батьки Махно….».

Личность революционера-анархиста в книге Вадима Телицына «Нестор Махно». Часть 2., изображение №3
 

И цветы и шмели, и травы, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет- Господь сына спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

(И. Бунин. Цитируется по книге В. Телицына «Нестор Махно»)

 
 
Домашняя библиотека
27 июл 2023Юрий Ворон
Редактировать