Эпиграф.
«Толстой и Ганди исповедуют одну истину – все люди равны перед природой, она наделила всех, независимо от расы, веры, одним общим правом на жизнь, на равное пользование их общим домом- планетой Земля.
1.
Введение.
Это продолжение обзора книги А. Горева «Махатма Ганди».
В данной статье пойдет речь о мировоззрении двух великих гуманистов 20 века Мохандаса Ганди и Льва Толстого.
Начало 20 века помимо научно-технических достижений ознаменовалось активным проявлением агрессивной сущности империализма: «Новая элита, пришедшая на смену старой аристократии и провозгласившая в пору своего «невинного» детства народные вольности, выросла в ненасытное жадное чудовище, готовое ради умножения своих богатств переплавить в слитки золота и заложить в банки все, что дано человеку природой, - его горячую кровь и совершенные мускулы, его пытливый ум и устремленную к возвышенным идеалам душу». Но идеал империализма –это прибыль, которую можно получить лишь насилием и он готовится к новой войне, теперь уже мировой.
2.
Ганди и Толстой.
«В этом мире голого чистогана , насилия и крушения извечной мечты людей о свободе, равенстве и братстве, преодолевая огромные расстояния, устремились навстречу друг другу два неистовых человеческих сердца: Мохандаса Карамчанда Ганди и русского графа Льва Николаевича Толстого».
Лев Николаевич Толстой (1828-1910 г.)
Огромное впечатление на Ганди произвели работы Толстого «Исповедь» и «Царство божие внутри нас», в которых русский мыслитель задается вопросами о смысле жизни, истинной сути христианства и говорит о безусловной важности следования принципу непротивления злу насилием. «Ганди не могло не привлекать учение Льва Толстого. Оно было близко ему по идеализму и изобличительной силе по гуманизму и христианскому непротивлению злу насилием, по ностальгии об утраченном «вечном начале» нравственности, по отрицанию индустриального прогресса, по культу «простого» уклада жизни, по убеждению, что богатства, материальное- ничто, пустое, суета». Ганди восхищают не только работы, но и поступки русского графа, который сознательно, без всякого видимого повода отвергает все материальные блага данные ему от рождения. Вместе с Толстым, индийский мыслитель утверждает, что к главной целью общественной деятельности является достижение общечеловеческого блага, но оно невозможно без усилий всего народа. Идеи Толстого, а так же прочитанная книга английского писателя Джона Раскина «Последнему, что и первому», в которой содержался призыв вести простую трудовую жизнь, Ганди покупает земельный участок под Дурбаном, и организует колонию, в которой обитатели совмещают интеллектуальную деятельность (издание газеты) с физическим трудом. В одном из интервью: «Отвечая на вопрос, почему великий индийский писатель Рабиндранат Тагор и подобные ему столпы науки и искусства должны заниматься физическим трудом, Ганди скажет, что умственная и творческая работа, несомненно, занимает важнейшее место в жизни людей. Вместе с тем ни один человек не должен быть свободен от обязанностей трудиться еще и физически».
Фото из архива. Обитатели фермы Толстого 1910 г.
Однако, вместе с гуманистическими идеями Толстого у Ганди есть и другой пример из далекой России- революция 1905 г. На страницах своей газеты «Индийское мнение», он приветствует стремление трудящихся свергнуть тиранию, и призывает перенимать опыт организованности и сплоченности трудящихся: «Нынешнее движение в России является важнейшим уроком для нас. Русские рабочие и все другие трудящиеся объявили всеобщую забастовку и бросили работу. И царь ничего нем может с ними поделать, ибо нельзя заставить народ работать силой, штыками . Мы тоже можем использовать русское средство против тирании…Наши оковы падут в тот день, когда индийцы объединятся, возлюбят свою страну и будут ставить благо родины выше своих личных интересов».
Еще одна черта которая сближает Толстого и Ганди – это безграничная вера в победу доброго начала присущего каждому человеку. Но именно эта вера в итоге привела Ганди к серьезной политической ошибке- это излишнее доверие колонизаторам. Возглавив движение против так называемого «черного закона», который предполагал установление тотального контроля над индийским населением Южной Африки – Ганди объявил колониальным властям о начале сатьягархи ( дословно-упорство в истине). Индийцы решили просто не подчиняться закону требуя торжества равноправия и справедливости. Видя решимость и несгибаемость протестующих, колониальные власти обещают Ганди который к тому времени уже оказался в тюрьме, отменить закон о принудительной регистрации, ограничившись предложением о добровольным и разовом предоставлении сведений о себе, исключительно для статистического учета иммигрантов. Ганди соглашается закончить акцию протеста И что? Черный закон так и не был отменен и дошло до того, что некоторые члены общины обвинили Ганди в продажности. «Один из возмущенных соотечественников так избил его, что Ганди потерял сознание и попал в больницу». Но физическая боль не страшна Ганди- гораздо страшнее душевная рана. Гораздо страшнее утратить веру в человека и веру в победу добра над злом.
3.
Ганди в заключении. Лев Толстой помогает Ганди сохранить духовную силу и веру в человека. Сатьяграха- твердость в истине.
Вторую половину 1908 г. и начало 1909 г. Ганди проводит в тюрьмах Претории, где не теряя времени продолжает заниматься самообразованием: «Ганди с упоением, не отрываясь изучает Льва Толстого. Его статьи по религиозно-этическим вопросам оказывают на Ганди глубокое эмоциональное воздействие, укрепляют веру в главенство духовного начала в человеке». В то время повышенный интерес индийской интеллигенции вызвала статья Льва Николаевича «Письмо к индусу» в котором писатель осуждает покорность трудящихся кучке паразитов, которые в нравственном отношении гораздо ниже тех, кем они управляют. Толстой дает совет своим индийским братьям: «Не противьтесь злу, но и сами не участвуйте во зле, в насилиях администрации, судов, сборов податей, и главное, войска, и никто в мире не поработит вас».
Выйдя из заключения Ганди отправляется в Англию, где пытается помешать новому колониальному проекту по созданию единого государства на Юге Африки-Южно-Африканского союза, которое укрепило бы господство европейцев и усилило политику апартеида. Но терпит очередное поражение. Все, что ему остается-это быть верным своим идеям вопреки всем обстоятельствам. Вернувшись в Южную Африку недалеко от Йоханнесбурга Ганди организует новую трудовую общину и называет её в честь своего русского друга: «Ферма Толстого представляла семью, в которой я был вместо отца и в меру своих сил нес ответственность за обучение молодежи». Все участники общины имели равные права и обязанности. Никаких слуг, никакого разделения по профессиям и строгое соблюдение правила – не требуй от другого того, что не делаешь сам.
В 1910 году Толстой пишет Ганди письмо, в котором говорилось: «…Ваша деятельность в Трансваале, как нам кажется, на краю света, есть дело самое центральное, самое важное из всех дел, какие делаются теперь в мире и участие в которых неизбежно примут не только народы христианского мира, но, всякого мира». И Толстой оказался прав. Когда в 1914 году Ганди начинает очередную мирную акцию протеста горняков Наталя, то мировое общественное мнение оказывается на его стороне. Что бы не нагнетать ситуацию колониальное правительство вынуждено было освободить Ганди из очередного тюремного заключения и начать переговоры с протестующими. «Ганди ведет дело уверенно и достойно, отвергая неприемлемые или двусмысленно сформулированные статьи будущего соглашения. На него не действуют ни блеск генеральских орденов, ни пышный ритуал, ни изысканные речи высокопоставленных персон. Он- дипломат от народа, а потому одет, как одеваются простые люди, и говорит, как они говорят: бесхитростно, мудро, не скрывая правды». Итогом переговоров стало соглашение об отмене наиболее жестких и оскорбительных расистских законов. Это была знаковая победа, к которой Мохандас Ганди упорно шел 20 лет невзирая на лишения опасность постоянно грозившую ему в расистской стране. Оценивая итоги южноафриканской сатьягархи, Ганди пришел к выводу, что добиться свободы и справедливости может только сам народ. В 1915 году Ганди с женой возвращаются в Индию. В своем выступлении перед жителями Мадраса в ответ на приветственный адрес он сказал: « Если хотя бы десятая часть тех слов, которые содержатся в этом адресе, нами заслужено, то какими же словами вы намеривались охарактеризовать тех, кто пожертвовал своей жизнью и поэтому не может продолжать свою деятельность на благо наших многострадальных соотечественников в Южной Африке? Какими словами вы собираетесь охарактеризовать Начапана и Нараянасвами- семнадцати- и восемнадцатилетних юношей которые, воодушевляясь своей бесхитростной верой , перенесли все испытания, все страдания и оскорбления во имя чести своей отчизны? Какими словами вы собираетесь охарактеризовать Валлиамму, прелестную шестнадцатилетнюю девушку, которую выпустили из тюрьмы в Марицбурге только тогда, когда от неё остались только кожа да кости и она уже горела в лихорадке, от которой скончалась месяц спустя? Вы говорите, что я вдохновитель этих великих мужчин и женщин, но я не могу согласиться с этим. Это они, простые искренние люди, которые действовали воодушевленные своей верой, не ожидая никакой награды,- это они вдохновили меня и дали мне возможность достичь того, чего я достиг…Это они заслужили этот венец, который вы хотите возложить на нас…».
Заключение.
Это 2-я часть обзора эссе Александра Горева «Махатма Ганди». Продолжение следует.