Эпиграф

      «Человеку суждено заменить закон джунглей законом осознанного братства»

                                                                                                  (Махатма Ганди)

                                                            1.

                                                   Введение.

 На планете бушевала 2-я мировая война. Индийские части в составе британских войск героически сражались с армией Японии, а в самой Индии лидеры национального движения продолжали активно бороться за освобождение от колониального гнета. Летом 1943 г. вице-королем Индии становится Арчибальд Уэйвелл, который как человек военный говорил и действовал без всякой дипломатии и считал Ганди «зловредным старым политиком…, практичным, упрямым, деспотичным и лживым». 

В феврале 1944 г. умерла жена Ганди Каструбай, находившаяся так же, как и муж в заключении. «Ганди прожил с ней в любви и согласии 62 года. Она была ему в жизни постоянной опорой и и бесконечно верной подругой, безропотно разделявшей с мужем и радость борьбы, и все лишения и страдания». Была ли Каструбай счастлива получив вместо спокойной обеспеченной семейной жизни -жизнь полную лишений и тревог? Уверен, что была. Может иногда и испытывала досаду на своего любимого Мохандаса, например, когда он отказался от дорогих подарков во время отъезда из Южной Африки, но самым большим несчастьем для неё был бы его отказ от своих принципов и избранного пути. 

chimba_3efd13805f326913f5e0dfebc157553f.png

 

 После кремации супруги Ганди серьезно заболел, и правительство решило освободить его из заключения. Не из милосердия конечно, а опасаясь социального взрыва в случае смерти народного вождя. 

                                                                      2

«Вон из Индии!». Наш выбор- свобода или смерть.

 После освобождения Ганди обосновывается в Бомбее, где объявляет две недели абсолютного молчания, что бы сосредоточиться и обдумать дальнейший план действий. 

Лишения и болезнь не сломили его: «Ганди подчеркивает, что ничто и никто не заставит его отказаться от августовских (1942 г.) решений Конгресса и от призыва «действуй или умри!». Именно тогда он проявив политическую волю настоял на принятии Индийским Национальным Конгрессом резолюции требовавшей от английского правительства предоставить Индии независимость. Резолюция получила краткое и четкое название «Вон из Индии!». После утверждения резолюции Ганди заявляет, что «Каждый из нас с этого момента должен считать себя свободным мужчиной или женщиной и поступать так, как если бы мы уже освободились из-под пяты империализма». Разумеется Ганди не изменяет себе и в этот раз –средства для достижения цели должны быть мирными и справедливыми. Он предлагает колонизаторам подумать две недели. Как всегда им движет вера в победу благоразумия. Но все закончилось как обычно не прошло и двух недель как все руководители ИНК оказались в тюрьме. Как пишет автор исследования: «Злое начало» в политике. Предпочтя коварство и интригу, хитрость, вероломство и грубую силу всякой добродетели, заняло выгодную и активную позицию в борьбе с национальным движением». Колонизаторы при этом убеждали население, что подобные действия исключительно для того что бы избежать хаоса. Зло опять победило? Неужели ничего не изменится? Ганди на вопросы критиков его политики отвечал: «Добро осознало себя. Человечество за всю историю накопило огромный потенциал духовных ценностей и славных дел. А потому по мере дальнейшего духовного и общественного развития человечества и каждого человека в отдельности добро будет одерживать все больше побед. Общество должно и непременно станет в конечном итоге ненасильственным: у него просто нет другого выхода. Ненасилие могущественнее тирании зла. Вопрос только в том, что бы оно стал в жизни активнее зла, что бы человек научился пользоваться ненасилием, как непобедимым оружием своего ума и сердца». Хотя августовская революция и закончилась поражением, но это не значило, что закончилась борьба индийцев за освобождение от английского колониального ига. Пока Ганди жив- жива и надежда на победу добра.

    Сила духа и воля Махатмы оказались сильнее физических недугов и он снова активно включается в политическую жизнь страны. Англичане вновь начинают переговоры с лидерами антиколониального движения. В начале 1946 года представители английского парламента посещают скромное жилище Махатмы Ганди, который разъясняет им суть лозунга « Вон из Индии»: «Это вовсе не означает, что индийцы питают ненависть к англичанам. Они могут оставаться, если пожелают и по -прежнему жить в Индии, как её равноправные граждане. Индийцы сами, познав позор расовой дискриминации, не намерены ущемлять теперь законные права и интересы проживающего в нашей стране белого населения. Это походило бы на тупую месть и отвратительный расизм наизнанку. Такого свободная Индия никогда не допустит. Из Индии должны уйти не Англичане, а их имперская власть, предоставив местному населению самому управлять своей страной». 

                                                             3

Политика англичан- «разделяй и властвуй». Индия на пути к свободе. 

 В начале июля 1946 г. состоялось заседание всеиндийского комитета ИНК, на котором говорилось о скором приближении к главной цели- получении независимости, разумеется в соответствии с принципами Ганди, то есть без всякого насилия. Была одобрена и предложенная Ганди кандидатура председателя ИНК- Джавахарлалу Неру, который решительно выступал против всякого вмешательства англичан в разработку индийской конституции. Однако, мирный путь национального согласия столкнулся с интригами англичан, которые традиционно играли на религиозных противоречиях между индуистами и мусульманами. Политическое руководство мусульманского движения склонялось к тому, что бы принять, предложенный англичанами, план образования правительства на основе религиозно- общинного представительства. Лидер мусульман Джина отказался от работы в правительстве и взял курс на раскол- создание независимого Пакистана. Предложение Неру о создании коалиционного правительства оказалось безрезультатным, а Джина призвал единоверцев «держать наготове свои мечи». 

 И вот 16 августа 1946 г. в Калькуте начинается братоубийственная война между индуистами и мусульманами. Разумеется англичане не стали вмешиваться в конфликт, который был им выгоден. Пожар гражданской войны разгорался и охватил Бомбей, Бихар и Восточную Бенгалию. Тридцать лет жизни Махатмы потрачены на убеждение в необходимости братской любви и ненасилия и в итоге чья-то злая воля легко превращает людей в беспощадных убийц. 

 Тем временем Неру не смотря на обстоятельства продолжает работу временного правительства по достижению основной цели- полной независимости страны. В соответствии с идеей Ганди об исключительно мирной миссии свободной Индии, Неру объявляет о полном нейтралитете и неучастии в любых военных блоках-политика неприсоединения. В адрес министра иностранных дел СССР В. М. Молотова было направлено послание: «Мы искренне хотим развивать дружественные отношения с СССР и обмениваться с вашей страной дипломатическими и другими представительствами. Мы надеемся, что сотрудничество между Индией и Россией будет благотворным для обеих стран и послужит делу мира и прогресса во всем мире». Соответственно, СССР 13 апреля 1947 г. установило с Индией дипломатические отношения тем самым продемонстрировав готовность оказывать всестороннюю поддержку в антиколониальной борьбе.

chimba_d56892997b90db81176cb74dbb34823f.png

М. Ганди и Д. Неру.

                                                                  4

 Независимость ценой раздела Индии. Гибель Махатмы Ганди.

          Переговоры с англичанами закончились согласием колонизаторов на предоставление независимости, но с условием отделения от Индии Пакистана. Конечно Ганди был против такого условия, но политическая реальность заставила его уступить и выбрать из двух зол меньшее. «14 августа председатель Учредительного собрания Р. Прасад провозгласил образование нового государства- Индийского союза». Однако, Ганди невзирая на похвалы и почетный титул «Отца нации» не испытывал радости. Не только из-за крушения мечты о единой независимой Индии, но и из-за сочувствия простым людям оказавшимся в сложной ситуации. «Индусов и мусульман в обеих частях разделенной родины охватила невиданная паника: им надо было решать вопрос, где жить. Люди снимались с насиженных мест, покидали землю своих прародителей. Все пришло в хаотическое всеразрушающее движение. Пенджаб, его города задыхались в дыму пожарищ, всюду лилась кровь. По дорогам в противоположных направлениях двигались нескончаемые клоны беженцев. Голодны и полураздетые, погибая в пути, люди стремились к непонятной для себя цели по другую сторону новой границы, где у них не было ни крова, ни пищи, ни занятия- ничего кроме неизвестности и их Бога. По приблизительным подсчетам, более шести миллионов мусульман и четырех с половиной миллионов индусов перемесились из одной страны в другую. Около 700 тысяч человек погибло». Вот так англичане отомстили народу за его победу в правом деле. 

       Январь в Дели – это прекрасная пора. Вместо зноя ласковое солнце и множество роз. «В это время люди особенно остро ощущают бесценный дар жизни и не перестают восхищаться величайшей загадкой мироздания- его целесообразностью, внутренней логикой и красотой. Ваше физическое бытие словно постигает буддистскую нирвану: восторженные плоть, душа и разум, обретя гармонию, озаряются мыслью: какой же редкий дар выпал вам быть человеком на этой Земле». 

     В конце января Ганди встречается с Индирой –дочерью Джавахарлалу Неру. Индира Ганди (премьер министр Индии 1966-1977 г. и 1980-1984 г.) была бесстрашным и принципиальным политиком и пользовалась уважением простого народа. 

chimba_255a2a10ac31b3f575faba1ca7f30503.png

                                              Мохандас Ганди с Индирй Ганди. 

«Отбросив все свои невеселые думы, Бапу ласково заговорил с Индирой. Она выполнила его поручение, причем наилучшим образом, в полном соответствии с его представлениями методе решения межобщинных распрей». По примеру своего наставника и друга Индира обратилась непосредственно к народу и сумела убедить индусов и мусульман закончить вражду. Их встреча была последней. 

 «30 января 1948 г. Махатма Ганди, как обычно вышел к народу, собравшемуся послушать его. Из толпы выделился человек и быстро направился навстречу Ганди. Один за другим звучат три выстрела. На белой одежде расплываются красные пятна. Ганди благостно произносит: Рам, Рам! (Боже, Боже!). И это была не смерть, а вознесение. Казалось он принял на себя разбушевавшееся в стране насилие, и оно захлебнувшись в горячей крови индийского вождя вдруг утихло».

Убийцей Махатмы оказался член экстремистской индуской организации «Хинду махасабха». Если переводить буквально- то это «Всеиндийское великое собрание индуистов». Это радикальная националистическая организация, которая выступала против политики примирения индуистов и мусульман и критиковала Ганди за его принципы ненасилия и единства народа Индии вне зависимости от религиозных убеждений. 

                                              5

                                             Заключение

В 1984 году Индира Ганди так же как её друг и наставник была вероломно убита сикхскими экстремистами. Но несмотря на вероломство зла, те зерна добра которые были посеяны этими великими людьми дали всходы. 

 В 1986 году была подписана «Делийская декларация», в которой жизнь человека была провозглашена наивысшей ценностью.

chimba_88ec4c022c90587dfbd622e285e383b2.png

Р. Ганди и М.С. Горбачев подписывают Делийскую декларацию.

В 1988 г В Москве был установлен памятник Ганди 

chimba_ff8fe45107c668a228aa7e1d1d4fc90f.png

                   От себя добавлю (если кому интересно), что в Киеве тоже есть похожий памятник, который был открыт в 2020 г.

             И в завершение рассказа еще одна цитата автора исследования: «Ганди всю жизнь не уставал убеждать людей в том, что вечные понятия о добре, совести стыде, сострадании и справедливости- вовсе не абстракция. Они призваны одухотворить, очеловечить международные отношения. Возвышая достоинство и права отдельной личности, люди ставят мировую политику на фундамент нравственности и морали».