1.

                                   Введение.

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) закончил представленное здесь произведение- 24 февраля 1907 г. на о. Капри. Текст взят из книги: «Леонид Андреев. Рассказы». Архангельск. Север-Западное книжное издательство, 1985 г.                                                 

                                                         2

                                             Любовь Иуды.

Примечательно то, что об Иуде из Кариота говорили одинаково плохо и добрые и дурные люди.

Шатаясь по стране в поисках наживы, Иуда прибился к Иисусу, который несмотря на многочисленные  рассказы о коварстве этого  мерзкого иудея,   Иуда был родом из  Иудеи, а Иисус был из Галилеи,  не прогнал его.  «С тем духом светлого противоречия, который неудержимо влек его к отверженным и нелюбимым ,он решительно принял Иуду и включил его в круг избранных. Ученики волновались и сдержанно роптали, а он тихо сидел лицом к заходящему солнцу, и слушал задумчиво, может быть их, а может быть, и что-нибудь другое». Прошло время и ученики свыклись с мыслью, что Иуда останется с ними и даже сделали его казначеем. Иуда не только успешно решал бытовые проблемы, но и благодаря знанию психологии и изворотливости мог найти выход из сложных ситуаций возникавших на пути странников. Как-то в одном иудейском селении, в которое Иуда советовал не заходить, Христос и его ученики оказались в смертельной опасности. Проповедь  не понравилась местным и они решили по старой «доброй» иудейской традиции забить гостей камнями. «Врагов было много, и, несомненно им удалось бы осуществить свое пагубное намерение, если бы не Иуда: «Охваченный безумным страхом за Иисуса, точно видя уже капли крови на его белой рубашке, Иуда яростно и слепо бросился на толпу, грозил, кричал, умолял и лгал, и тем дал время и возможность уйти Иисусу и его ученикам. Разительно проворный, как будто он бегал на десятке ног, смешной и страшный в своей ярости и мольбах, он бешено метался перед толпою  и очаровывал ее какой-то странной силой. Он кричал, что вовсе не держим бесом Назарей, что он просто обманщик, вор, любящий деньги, как и все его ученики, как и сам Иуда, - потрясал денежным ящиком, кривлялся и молил, припадая к земле И постепенно гнев толпы перешел в смех и отвращение, и опустились поднятые с каменьями руки».

     Иисус и другие ученики остались недовольны поступком Искариота. Он спас их, но ценой этому были ложь и клевета.  Впрочем, Иисус не мог не простить Иуду, который очень переживал недовольство учителя и всеми силами старался показать, что раскаивается. Он стал более сдержанным и перестал злословить. Но вот, однажды Иуда был уличен в краже денег. Петр притащил его к Иисусу, а Иоану удалось подслушать разговор : «Учитель сказал…Учитель сказал, что Иуда может брать денег, сколько он хочет. Петр сердито засмеялся. Быстро с укором взглянул на него Иоанн и, внезапно загоревшись весь, смешивая слезы с гневом, восторг со слезами, звонко воскликнул: и никто не должен считать, сколько денег получил Иуда. Он наш брат, и все деньги его, как и наши, и если ему нужно много, пусть берет много, никому не говоря и ни с кем не советуясь. Иуда наш брат, и вы тяжко обидели его- так сказал учитель…Стыдно нам братья!». 

      Но должна же была миссия Христа когда-нибудь закончится и исполнится провидение Божье. Вот Иуда и задумал совершить предательство. Настойчивостью он склоняет первосвщенника Анну к аудиенции: «И еще долго говорили они об Иисусе, об учениках его, о гибельном влиянии его на израильский народ,- но решительного ответа не дал на этот раз осторожный и хитрый Анна. Он уже давно следил за Иисусом и на тайных совещаниях с родственниками и друзьями своими, начальниками и саддукеями уже давно решил участь пророка из Галилеи. Но он не доверял Иуде, о котором и раньше слыхал как о дурном и лживом человеке, не доверял его легкомысленным надеждам на трусость учеников и народа. В свою силу Анна верил, но боялся кровопролития, боялся грозного бунта, на который так легко шел непокорный и гневливый народ иерусалимский, боялся, наконец, сурового вмешательства властей из Рима».  Тем не менее, Иуда сумел уговорить первосвященника воспользоваться его услугой. Для большей убедительности еще и поторговался: «И Вы думаете, что вам могут продать Иисуса за тридцать серебреников? И точно торговцы старым платьем, которые на грязной площади перебрасывают в рук на руки негодную ветошь, кричат, клянутся и бранятся, они вступили в горячий и бешенный торг. Упиваясь странным восторгом, бегая, вертясь, крича Иуда по пальцам перечислял достоинства того, кого он продает. А то, что он добр и исцеляет больных, это так уже ничего и не стоит по- вашему? А? Нет, вы скажите, как честный человек! А то, что он красив и молод- как нарцисс саронский, как лилия долин? А? Это ничего не стоит? Вы, может быть, скажете, что он стар и никуда не годен, что Иуда продает вам старого петуха?». Конечно Анна понял намек про старого петуха и конечно же остался непреклонен в цене. Дело же не в деньгах, а в принципе. Не мог первосвященник позволить, что бы какой-то мошенник с улицы диктовал свои условия. 

            «,,,Тихою любовью, нежным вниманием, ласкою окружил Иуда несчастного Иисуса в эти последние дни его короткой жизни. Стыдливый и робкий, как девушка в своей первой любви, страшно чуткий и проницательный, как она, - он угадывал малейшие невысказанные желания Иисуса, проникал в сокровенную глубину его ощущений, мимолетных вспышек грусти, тяжелых мгновений усталости. И куда бы не ступала нога Иисуса, она встречала мягкое, и куда бы не обращался его взор, он находил приятное». И вот закончились те самые последние дни и наступил день предательства. «Иуда!, Целованием ли предаешь сына человеческого? Да! Целованием любви предаем мы тебя. Целованием любви предаем мы тебя на поругание, на истязание, на смерть! Голосом любви скликаем мы палачей из темных нор и ставим крест и высоко над теменем земли мы поднимаем на кресте любовь распятую любовь». Не оправдались надежды Иуды- Предателя на то, что народ прозреет и освободит Иисуса. Ученики разбежались, а те, кто сочувствовал –скрывали это. И после казни отправился Иуда вновь к Анне, что бы пробудить у палачей совесть- они казнили невиновного: «И вот они, эти страшные слова, раздирающие горло: Он не был обманщик. Он был невинен и чист . Вы слышите? Иуда обманул вас. Он предал вам невинного». Но те не поняли предателя или сделали вид, что не поняли и ответили, что он просто хочет больше денег за предательство: «Я вижу Иуда, что ты действительно получил мало и это волнует тебя. Вот еще деньги, возьми и отдай своим детям. Он бросил что-то звякнувшее резко. И еще не замолк этот звук, как другой, похожий, странно продолжил его: это Иуда горстью бросал серебренеки и оболы в лица первосвященника и судей, возвращая плату за Иисуса».

       После того, как Иуда покинул палачей Иисуса, он отправляется к его ученикам и уже их укоряет за малодушие и обвиняет в лицемерии: «Радуйтесь глаза Иуды из Кариота! Холодных убийц вы видели сейчас- и вот уже трусливые предатели перед Вами! Где Иисус? Я вас спрашиваю: где Иисус?. Было что-то властное в голосе Искариота и покорно ответил Фома: Ты же сам знаешь, Иуда, что учителя нашего вчера вечером распяли. Как же вы позволили это? Где же была ваша любовь Ты любимый ученик, ты- камень, где были вы, когда на дереве распинали вашего друга? Что же могли мы сделать, посуди сам, -развел руками Фома. Ты это спрашиваешь Фома? Так, так!- склонил голову набок Иуда из Кариота и вдруг гневно обрушился: Кто любит, тот не спрашивает, что делать! Он идет и делает все. Он плачет, он кусается, он душит врага и кости ломает у него! Кто любит! Когда твой сын утопает, разве ты идешь в город и спрашиваешь прохожих: «Что мне делать? Мой сын утопает»- а не бросаешься сам в воду и не тонешь рядом с сыном. Кто любит!».

          Только Иуда решился отправиться за учителем и что бы подстраховаться на случай если веревка не выдержит- повесил ее над обрывом. «И в тот вечер уже все верующие узнали страшной смерти предателя, а на другой день узнал о ней весь Иерусалим. Узнала о ней и каменистая Иудея, и зеленая Галилея узнала о ней; и до одного моря и до другого, которое еще дальше, долетела весть о смерти Предателя. Ни быстрее, ни тише, но вместе с временем шла она, и как нет конца у времени, так и не будет конца рассказам о предательстве Иуды и страшной смерти его. И все- добрые и злые- одинаково предадут проклятию память его; и у всех народов, как были, какие есть, останется он одиноким в жестокой участи своей- Иуда из Кариота. Предатель».

                                                                   3

                                                      Заключение.

Вот такая интересная версия истории из Нового Завета. Думал Иуда, что он самый умный и выступая, как орудие высшей воли станет первым рядом с Иисусом. Но не оправдались его надежды: не раскаялись враги и прониклись светом истины, не возлюбили Иисуса так же как его ученики. А современным иудам в системе либеральных ценностей жить гораздо проще, мол, такая вот жизненная позиция или ничего личного –просто бизнес. Атеисты, вообще, считают, что ничего этого не было….

И в заключение несколько цитат из повести:

-Смотрящий кротко- помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.

-Скудоумный высказывает презрение к ближнему; но разумный человек молчит.

-Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.

-Глупый верит каждому слову, благоразумный же внимателен к путям своим

-Тому страшно, кто греха еще не совершал. А кто уже совершил его, - чего бояться тому? Разве мертвый боится смерти, а не живой? А мертвый смеется над живым и над страхом его».