Эпиграф.
«Дьявол не имеет власти над свободною волею, но обладает всемогущей способностью волновать дух всевозможными эмоциями и отравлять память человека незабываемыми впечатлениями. Тонкий знаток каждого, к кому он приближается, он всегда во всеоружии, чтобы слепить грех из собственных психических средств человека».(А.В. Амфитеатров).
1
Введение.
Представляемая книга «Дьявол» Была издана в 1992 г. В оформлении этого издания были использованы произведения художников разных эпох. Текст и фото взяты из книги.
Скажу от себя несколько слов об авторе исследования. Русский писатель Александр Валентинович Амфитеатров (1862.-1938 гг.), не случайно обратился к образу дьявола. Он родился и воспитывался в религиозной семье. Отец писателя был настоятелем Архангельского собора Московского Кремля.
Амфитеатров в предисловии отмечает исследование о Дьяволе итальянского профессора литературы Артуро Графа, которое имело материалистический характер и строилось на тщательном изучении средневековой теологической литературы.
«Думаю, что в веке, когда мистическая реакция хлынула в общество широкою волною, эта хрестоматия злого начала будет не лишнею, как систематическое освещение того рабства личности и общества, в которую перековывается в развитии своем каждая мистическая идея, как бы невинна она не казались с виду в первом начале».
2
Несколько штрихов к образу Сатаны в религиозной культуре.
Автор исследования рассказывает, что образ Сатаны в европейской культуры вырос из образа Аримана, который в рамках традиционного для культур дуализма позиционировался как высшее существо несущее зло. «Культ его до сих пор сохранился на Востоке у иезидов или поклонников дьявола. И когда Федор из Мопсуэтии в своем писании против магов говорит об Аримане, он называет его Сатаною. В самом деле, между этими двумя образами, на первый взгляд, замечается поразительное сходство. Оба они главы бесчисленного воинства демонов. Каждый из них дух заблуждения и лжи, мрака, искуситель и погубитель. Это – или двойники, либо одна и та же фигура». Добавлю, что упоминаемый Федор из Мопсуэтии –это выдающийся богослов эпохи раннего христианства.
Обладают ли демоны телом? Вопрос конечно интересный. Автор исследования пишет о пневматической доктрине, которая предполагает наличие некоторого тела у ангелов и демонов. Отсюда возникает следующий вопрос – как высшие существа удовлетворяют физиологические потребности? «Будучи телесными демоны должны питаться. Ориген, Тертуллиан, Афинагор, Минуций, Феликс, Фирмик Матерн, св. Иоан Златоуст утверждаю, что любимая пища демонов –пар и дым приносимых язычниками жертв. Некоторые раввины добавляют к этому кровь, на которую Дьявол бросается всюду, где только может ее достать. А немецкая пословиц уверяет, что голодный черт и мух жрет. Чувств вкуса Дьяволу по- видимому чуждо. В русских и немецких сказках его вечно надувают, подсовывая ему вместо ореха пулю, вместо сыра- камень, и глупый черт всю эту дрянь добросовестно жует, только удивляется, что люди находят в ней хорошего». Если есть питание то есть и пищеварение с соответствующим итогом. Более того, народные предания считают, что Дьяволу, как и человеку свойственно и оконфузиться испытав, например, страх. . «Великое множество знаменитых виноградников Западной Европы приписывают свое происхождение тому обстоятельству, что мол, черт над сим местом встретился с небесным воинством и с перепуга впал в «медвежью болезнь».
Могут ли демоны болеть, стареть и умирать? «Обмен веществ изнашивает материю. Все телесное должно стареть . В народных поверьях старость знает и Дьявол. «Когда черт стареет, то он идет в монахи». Исидор Севильский отрицает, что бы черти старились. В раввинническом предании они не только стареют, но и умирают. Русский сказочный черт вполне человеческое существо: он охотно ест и пьет все, что люди, стареет, болеет, умирает, бывает ранен и убит и даже п смерти разлагается». Впрочем, один из отцов церкви Св. Фома Аквинат (1227-1224гг.) изучив проблему пришел к заключению, что вопрос о телесности Дьявола для веры не важен. Но народу далекому от проблем схоластики, конечно, более удобен и понятен очеловеченный образ черта. «Тело Дьявола предполагается человекоподобным,- однако не тождественно человеческим. В результате своего падения Сатана, «создание великой красоты», по свидетельству Данте, огрубел и уплотнился телом , а прелесть лица его превратилась в позорное безобразие. Та же судьба постигла его сообщников. Дьяволы стали чудовищами, в которых человеческое смешано со звериным, и часто второе берет верх над первым. Если бы дьяволы подлежали зоологической классификации, то могли бы составить отдельную семью антропоидов (Артуро Граф)».
В самых разнообразных образах предстает Сатана в фантазиях человека- это дракон, ворон и даже такое милейшее и полезнейшее существо, как жаба. «Начиная со II века устами Мелитона Сардийского, и сквозь все Средние века жаба несет свое проклятие, зачатое еще в языческой магии и зоологическом баснословии Плиния. В XII веке у Алэна Великого, у Петра Капуанского жаба- образ похабных поэтов, еретиков и…философов – материалистов, обращающих ум свой только к земным предметам! Затем она сделалась эмблемою жадности и распутства, а отсюда и бесом, карающим за смертные грех этой категории. В кафедральном соборе в Пуатье и во множестве старинных церквей Франции можно видеть изображение казней, ждущих женщин за жадность, скупость, роскошь и кокетство: жабы и змеи кусают их за груди».
3
Возможности Дьявола.
Я остановлюсь, только на зодчестве. В европейской культурной традиции имеются предания о том, что многие архитектурные шедевры построены самим Дьяволом. А как иначе объяснить появление сложнейших монументальных сооружений в эпоху, когда еще не было необходимых технических возможностей? «В Западной Европе, где искони люди живут в камне, Сатана получил страсть к архитектуре и строительству. Великое множеств мостов, башен, стен, акведуков и тому подобных построек приписываются этому странному зодчему и инженеру. Это он сложил знаменитую стену между Англией и Шотландией, воздвигнутую по повелению императора Адриана. Он же перекинул мост через Дунай в Регенсбурге, через Рону в Авиньоне и другие, так называемые «чертовы мосты». В варварские и бедные Средние века громадные римские постройки, включая и великие военные дороги римлян, казались превосходящими силы человеческие и, кроме дьявольского художества, народ не находил, кому их приписать. «На Руси и в других славянских землях старинные окопы слывут змеиными валами. С этими «чертовыми стенами» народ соединяет такое предание: после долгих споров Бог и черт поделили между собою вселенную, и вслед за тем Сатана провел границы своего владения». Более того таланту Дьявола приписывалась и постройка храмов. Для такое сооружения ему было достаточно одной ночи. При этом работал он исключительно один и лишь установка креста на храме было Дьяволу не по силам. Впрочем и эту задачу можно было решить с помощью хитрости. Вот один из случаев коварства адского зодчего, который выстроил для шведского короля Олафа Святого собор с крестом: «Но однажды святой король, поднявшись на кровлю собора, ужасом увидел, что то, что снизу кажется людям крестом в действительности- золотая фигура коршуна с распростертыми крыльями». Но естественно Дьявол строит Храмы не бескорыстно. По легенде, в уплату за труды он требует душу того, кто первым переступит порог храма. Хотя и тут люди придумали как обхитрить адского строителя, например, пустили первым волка. Дьявол же разозлившись на бессовестных заказчиков пробил кровлю строения и оказалось, что люди не в силах заделать брешь. «Там, где однажды работал Дьявол, человеческие средства бессильны и неприложимы. Если он оставил недоконченным здание, которое начал строить, -достроить уже нельзя. Равным образом вред, нанесенный Дьяволом, какому-либо зданию. Уже никогда не поддавался исправлению, перестройке либо починке».
4
Охотник за душами.
Сатана не может захватить душу, если раньше не испачкает ее и не развратит грехом, н человеческая природа, хотя и искупленная, склонна и стремится к греху». Сатана не ищет легкого пути и ему интересно в первую очередь праведники, которые искушались стремлением вернуться в мир, плотская любовь, гордыня и сомнение в вере. «Весьма часто с целью плотского искушения Дьявол сам принимал вид женщины и являлся в пустыню либо заблудившеюся красавицей, либо грешницею, ищущей покаяния, либо благочестивою девицею, жаждущею тоже приобщиться к аскетическим подвигам. По человеколюбии или слишком твердой уверенности в своей добродетели, пустынножитель принимал обманную деву в тесной своей келейке и обыкновенно в самом непродолжительном времени погрязал в грехопадении. Истории такого рода бесчисленны. В одной из них рассказчик Руфин Аквилейский, отмечает, что демону мало уронить инок в запретнейший из грехов,- ему еще надо насмеяться. В рассказе его прельщенный заблудившеюся красавицей отшельник старался овладеть ею наподобие «бессмысленного скота». Но как только он заключил красавицу в свои объятия, демон исчез, а отшельник остался в смешной и непристойной позе, которую Руфин, конечно, имеет добросовестность описать в деталях. В дополнение стыда, демоны, во множестве собравшиеся в воздухе, чтобы быть очевидцами скандала, подняли неистовый хохот, вопия к осрамившемуся пустыннику: «Эй, тя, превозносившейся до небес! Хорошо ли ты кувыркнулся в ад? Теперь ты понял, что значит- «кто возносится, тот унижен будет?». Этот случай сломил волю отшельника и лишил его веры в возможность спасения, поэтому он вернулся в мир, где уже окончательно стал добычей Сатаны».
Но самое сильное искушение –грехом гордыни предполагал явление Дьявола перед страждущим праведности –в образах святых, ангелов, Иисуса или даже самого Бога Отца. «Путем таких видений Сатана обыкновенно добивается от своих жертв страшного греха- самоубийства, к которому он нЕкогда так неудачно убеждал Иисуса, предлагая Ему броситься с кровли Иерусалимского храма. Рассказывают об одном инке по имени Эрон, который, пятьдесят лет прожив в пустынном монастыре, истязал плоть свою так сурово, что не ослаблял поста даже на Пасху. Однажды ему явился Дьявол в образе ангела и приказал броситься вниз головою в колодезь, что Эрон немедленно и исполнил, рассчитывая, что останется невредим, и чудо это явит перед всеми великую его святость. Но вместо того он страшно разбился, монахи едва могли его вытащить, и спустя три дня он умер самым жалким образом».
Причем, подобные искушения ангелом тьмы может насылать на целые страны и народы, что подтверждается документально. Вот случай описанный в Евросиновом «Отразительном писании» -документа направленного против актов самосожжения распространившихся среди староверов в 17 веке: «В пределах Нова града згореша саможжением 16 человек. Отрок же некий иде на реку, да воды напоить свой скот, и внезапу изиде из воды черен мужик и ять трока и унесе в воду. Искаху же родители его нощеденства два; отрок же яко во храмине поставлен бысть. И видя то человецы нецыи, по разным местам сидяще, он лапти плетяше, инь ино, чт творяше, вси же молчаху и никто ж ничег не глаголаху. Потом отрок изволением Божиим паки обретеся вне воды и свободен; и вопросиша родителей, где бе; он же случившеес вся поведа, како черный той унес его в воду, сидящих же тамо поведа видеть, их же позна, яко они суть, иже сожгоша сами себе». Добавлю, что документ составленный монахом Ефросином полностью назывался – «Отразительное писание о новоизбранном пути самоубийственных смертей». Его задача была предупредить сторонников старой веры о губительности данного обряда для души. По рассказу получается, что все совершающие подобный обряд, не успокаиваются подобно добропорядочным христианам, а превращаются в чертей.
5.
Заключение.
На рассказе Ефросина позволю себе закончить первую часть обзора исследования господина Амфитеатрова «Дьявол». Продолжение следует.