Эпиграф

                                                    «Общество не могло бы жить, не могло бы сделать шага вперед, измениться, не обладая сокровищем рутины, обезьянства и совершенно бараньей стадности, непрерывно возрастающих, с каждым последующим поколением». (Ж. Тард)

В этом обзоре представляется сборник избранных работ Владимира Михайловича Бехтерева по социальной психологии из серии «Памятники психологической мысли». М..: Наука, 1994 г.

В. М. Бехтерев (1857-1927 гг.) считается одним из основоположников общественной психологии. 

       Как отмечается во введении к изданию- В.М. Бехтерев так же как и И.М. Сеченов выступает против интроспекционисткого понимания психики. Добавлю, что понятие интроспекция дословно –смотреть внутрь, то есть изучать психику наблюдая и анализируя собственные переживания и реакции на различные раздражители.  Бехтерев же предлагает объективный анализ психической деятельности на основе понятия рефлекс. «Бехтерев был одним из первых, кто уже в конце прошлого- начале текущего столетия выдвинул и настойчиво проводил идею комплексного изучения человека». Исходя из данной концепции ученый сформировал основы новых областей психологии, например, генетическая рефлексология, коллективная рефлексология и   т. д.                                                     

                                                                    1.

              «Коллективная рефлексология». В поиске единых принципов мирового процесса. Энергетическая теория.

  «В поисках «единых принципов мирового процесса» Бехтерев обратился к законам механики, рассматривая их в качестве универсальных оснований, действующих на всех уровнях и этажах живой и неживой природы».  Разумеется, универсальное не исключает частного, то есть специфических законов присущих существованию явлений на всех ступенях эволюции.

   Что касается психических явлений, то, как отмечает Бехтерев -они имеют нематериальную энергетическую сущность. Энергия- субстанция или первооснова феноменов материального мира. Действующих В ходе взаимодействия человека с миром внешняя («свободная») энергия, по Бехтереву, поступает в организм человека через органы чувств и преобразуется в них в нервно-психический процесс. Проявляя те или иные формы социальной активности, человек (или общество), наоборот превращает нервно-психическую энергию в свободную энергию, тем самым пополняя мировое энергетическое пространство. В этом постоянно осуществляющемся  энергообмене, между человеком и миром - источник их существования и развития, их вечности и неуничтожимости. Соответственно в общественной жизни так же действует и физический закон сохранения энергии. Каждая личность –это аккумулятор энергии. Запас энергии находится в основном в зернистой части нервных клеток. В процессе труда зерна клеток распыляются и это приводит к утомлению. «В последнее время появилась возможность даже высчитать процент работы, который осуществляет человеческий организм по отношению к энергии, получаемой извне вместе с пищей. Специальными исследованиями выяснено при посредстве учета потребляемой и производимой механической работы, что коэффициент полезной работы мышц человека достигает в общем до 21% потребляемой им энергии, тогда как паровая машина, как известно, дает не более 13% полезной работы, хотя дизели дают уже много больше».  Таким образом, можно сделать вывод, что человеческая машина совершеннее паровой, так как способна постоянно подпитываться за счет трансформации различных форм энергии физического мира. Толпа, как и личность является своеобразным аккумулятором и в процессе деятельности как бы рассеивает накопленную энергию переводя ее в кинетическую.   «Конечно, мы не можем сделать никаких расчетов  для выявления этого закона на практике, ибо нельзя учесть количество запасной энергии каждой личности в отдельности: далее мы не можем учесть, как складывается энергии отдельных личностей при объединении их в толпу, но, признав за тем и другим определенную величину, мы должны сказать, что энергия собирательной личности дает те или другие разряды в зависимости т количества запасной энергии, в ней содержащейся, и в зависимости от силы раздражителей, приводящих к разряду, а что эти разряды, осуществляясь в работе подлежат в отношении направления и силы определенной закономерности, нам доказывает статистика». А статистика доказывает, что все общественные явления представляют собой правильное соотношение между соответствующими причинами и следствиями. Не личность господствует над событиями, а наоборот события выдвигают на первый план своих героев. А далее уже в зависимости т обстоятельство личность выражая интересы определенной группы способна воздействовать на толпу в целом, контролируя большинство. «В периоды бурных общественных событий роль толпы выдвигается в такой мере, что можно говорить о преобладающем значении ее так называемых инстинктов или наследственно-органических рефлексах и о понижении умственного контроля отдельных лиц, являющихся руководителями толпы; тогда как в более спокойные периоды общественной жизни роль личности как руководителя действий толпы получает большее значение».

  Немного добавлю по поводу личности и толпы. Вспомнилась повесть Вересаева «Без дороги», а именно эпизод расправы над земским доктором во время холерного бунта смотрите публикацию ниже).  Мало, что народ был настроен против господ, так еще и добавил негатива спиртным. Отрицательна энергия накопилась и должна была «выстрелить». Далее появился нужный лидер- дегенерат и пьяница, но соответствующий настроению толпы и смолк голос разума и  забылось христианское учение о человеколюбии и возобладали звериные инстинкты.    

                                                                        2.

Внушение, убеждение и подражание как основы общественной деятельности.

   О в подражании, внушении и убеждении и В.М. Бехтерев рассуждает в главе «Закон подобия»

   Закон подобия прослеживается во всех сферах бытия: в математике, физике и органическом мире. «Так мы знаем, что благодаря сходству основного состава живого вещества протоплазмы и все основные функции, такие как функции питания, дыхания и обмена, представляются подобными. Везде и всюду в органическом мире удерживается общее строение организмов в виде клеточных колоний с большей или меньшей централизацией частей тела».  Тот же принцип прослеживается и в разных сторонах общественного бытия. Сам процесс развития цивилизации как будто следует одному плану. Принцип подобия наблюдается и в революционных движениях: Русская революция 1917 г. и следующих лет стала в значительной степени продолжением Великой французской революции XVIII в.  Очевидны общие черты в германской и русской революции. Бунты в воинских частях, расправы с офицерами, создание органов самоуправления (советов) и т.д. В германской революции роль Корнилова сыграл Гинденбург, а роль большевиков досталась спартаковцам во главе с Карлом Либкнехтом.

   Что касается соотносительной деятельности людей в различных социальных группах, то она определяется несколькими факторами, которые выполняют функцию объединяющего начала. «По нашему мнению, объединяющими факторами соотносительной деятельности массы лиц в общественных группах являются следующие: непосредственное влияние или индукция, подражание, затем- словесное внушение и, наконец, убеждение».

Подражание –основной социальный рефлекс. «Не будем входить в обсуждение вопроса, еще далеко не выясненного,- на чем, собственно основано подражание, составляющее один из основных рефлексов в биологическом ряду животных. Удовольствуемся тем, что воспринятые зрением и слухом импульсы, очевидно, облегчают воспроизведение видимого и слышимого, как однажды проделанное движение облегчает воспроизведение этого движения, проявляясь в виде самоподражания, а облегченное движение сопровождается стенической реакцией, побуждающей к движению. Таким образом, простое подражание –это воспроизведение какого-либо действия под влиянием зрительных, слуховых и осязательных импульсов».

Еще одной формой подражания является усвоение. Усвоение –это осмысленное подражание, основанное на предварительной оценке личности полезности и необходимости действия.

Что касается внушение и убеждения, то они являются особыми формами объединения индивидуумов посредством слов.

 Внушение –это посредственное подражание, когда некое действие производится  с помощью соответствующего словесного символа. «Механизм внушения, в свою очередь, сводится к тому, что слово как символ дает при известных условиях, связанных с отвлечением сосредоточения, толчок к воспроизведению уже имевшегося в жизненном опыте движения или состояния, воспроизведение которого в тоже самое время облегчается в той или иной мере, чем и достигается реализация внушения со стороны другого лица».

Убеждение- процесс побуждения к действию посредством доводов, основанных на определенных логических посылках: «…логическое воздействие требует времени, ибо оно сопровождается критикой, тогда как внушение прививается непосредственно, а следовательно, быстро, но зато первое всегда или почти всегда соответствует интересам данного лиц, осуществляющего производимое на него внушение, во втором же случае вопрос о полезности или интересах реципиента совершенно исключается».

                                                       

                                                  3.

                                      Заключение

Подробно изучить законы рефлексологического учения В. М. Бехтерева можно прочитав рекомендуемую книгу. Работа читается легко и содержит много интересной информации из истории и теории психологической мысли.

 chimba_b83ab814fe3faf8abc0d96a8e2dd8e26.png

chimba_fa6cdccdff395f2b24f4a807f407545e.png