Эпиграф
«Решающим для всякой идеи является не то, как она осуществляется, но что, по существу, в ней содержится. Не что она собой представляет, а что она дает» (Стефан Цвейг)
1.
Введение
В этом обзоре представлен сборник рассказов австрийского писателя Стефана Цвейга (1881-1942). «Врачевание и психика» М. Политическая литература. 1992 г.
Как отмечает автор предисловия В. М. Лейбин все три исследования написаны в особом жанре –«романизированной биографии». «Однако не следует думать, что трилогия «Врачевание и психика»- это исключительно художественное изложение биографий Ф. Месмера, М. Бекер-Эдди и З. Фрейда. Замысел венского писателя более значителен: на фоне колоритных фигур своего времени показать историю развития идей, связанных с практическим использованием некоторых психических методов лечения». Ознакомиться с произведение великого австрийского писателя мы можем благодаря труду переводчика- В.А. Зоренфрея.
В Данном обзоре рассматриваются две истории: первая об австрийском враче Франце Антоне Месмере (1734-1814), который осмелился применять для лечения методы осуждаемые академической наукой. Магниты, флюиды и использование в медицине неких таинственных сил -все это в итоге объявляется шарлатанством. Второй рассказ о дочери американского фермера Мери Бекер Эди (1821-1910). В отличии от Месмера, она не имела специального образования, но тем не менее ее практика «лечение духом» прибрела огромную популярность среди современников.
2.
Метод Месмера. Магниты и флюиды.
Один из друзей Месмера, Вольфганг Амадей Моцарт (тот самый) написал такой занимательный стишок:
Вот и
магнит вам,-
Он все докажет.
Владел им Месмер тот,
Который родом был
Из стран немецких
И знаменит стал
Во Франции.
Франц Антон Месмер был не только талантливым врачом, но и большим поклонником и покровителем искусства. Он был богатым по настоящему, телько материально, но и духовно, ибо слыл чрезвычайно доброжелательным и отзывчивым человеком. Что касается упомянутого в стишке Моцарта магнита, то чудесные свойства этого явления были изучены еще самим Парацельсом. А Месмер заинтересовался лечебным воздействием магнита после случая с одной знатной дамой, которая обратилась к его знакомому с просьбой сделать магнит для лечения болей в желудке. Изделие в форме подковы чудесным образом помогает даме и Месмер решает испытать магнит на себе, а затем и на нескольких пациентах. Убедившись, в положительных результатах опыта он стремится понять принципы воздействия магнита на организм человека. В 1766 году Франц Антон Месмер получает докторскую степень защитив диссертацию «О влиянии планет», где допускает, что звезды воздействуют на всю материю испуская, некую таинственную силу –флюид. Теперь неопределенность его прежних формулировок сменяется более конкретным понятием «магнетическая сила». Как пишет Цвейг воодушевление ученого было преждевременным, он совершил ошибку утверждая, что нашел «философский камень», то есть –универсальное средство от всех недугов: «Но эта ошибка творческая. И так как Месмер не устремляется за ней слепо, но продвигается сообразно со своим характером, шаг за шагом, не спеша, то, несмотря на необходимость обходов, он движется вперед». Увлеченный идеей использования космической силы во благо человека, Месмер сам начинает постоянно носить магнит на шее в кожаном мешочке, магнетизирует воду и другие предметы и даже зеркала, полагая, что они в свою очередь будут излучать исцеляющую силу. «Все фанатичнее проникается он идеей, что можно ( как в дальнейшем с электричеством) передавать магнетическую энергию путем проводки, нагнетать в бутылки, собирать в аккумуляторы. И вот он конструирует в конце концов печальной известности ушат здоровья, большой прикрытый сверху деревянный чан, в котором два ряда бутылок, наполненных магнетизированной водой, сходятся к стальной штанге, от которой можно подвести к больному месту отдельные подвижные провода. Вокруг этой магнетической батареи устраиваются больные, истово касаясь друг друга кончиками пальцев, замкнутою цепью, потому что Месмер на основании опыта утверждает, что пропуская ток через несколько человеческих организмов, он его усиливает».
«Итак, поразительны не первые приемы Месмера, не намагничивание зеркала или бассейна, - поразительно для нас в его опытах то невообразимое целебное воздействие, которое производит один человек при помощи ничего не стоящего магнита. Но даже эти на первый взгляд чудесные исцеления, оказываются, при психологически правильной их оценке, вовсе не столь уж чудесными; с большей долей вероятности и даже с уверенностью можно сказать, что от начала всякого врачевания страждущее человечество исцелялось благодаря внушению гораздо чаще, чем мы предполагаем и чем склонна допускать врачебная наука».
С 1776 года прославленный целитель меняет свой метод. Отказавшись от использования магнита, он лечит, используя только собственные руки. Получается, что не в магните дело, а в докторе. Больные реагируют на флюид, то есть, жизненную силу, исходящую от целителя. Получается, что: «Из всех природных тел действительнее всего действует на человека сам человек». Задача доктора в первую очередь вызвать к жизни веру и волю больного в собственное выздоровление. Как отмечает Цвейг: «Сам того не понимая, Месмер с 1776 года систематически занят сеансами внушения и гипноза, и первоначальная тайна его успеха заключается прежде всего в напряженности его личной мощи, излучающейся особенно сильно и впечатляющей почти магически»
Месмер,которого Цвейг называет: «…некоронованный глава своей незримой духовной державы», не принят официальной наукой и изгнанному из Вены магнетизеру приходится перебраться в Париж, где все складывается непросто, но в итоге герой повествования достигает настоящего триумфа. Сторонники и противники метода иногда даже дерутся на дуэли. Всеобщее помешательство в высшем свете вынуждает отреагировать на историю Людовика XVI, который в марте 1784 предписывает Обществу врачей и Академии провести проверку метода Месмера. В итоге после тщательного расследования действие магнетизма и психического воздействия признается несуществующим. Доводы сторонников метода психического воздействия обоснованные, популярность и действенность метода подтверждается многочисленными последователями: «Но Парижская академия, та самая, что отвергла громоотвод Франклина и противооспенную прививку Джененнера, которая назвала паровое судно Фультона утопией, упорствует в своем бессмысленном высокомерии, отворачивает голову и утверждает, что ничего не видит и не видела» Лишь через сто лет французский врач Шарко добивается от академии согласия на новое исследование гипноза, что позволило реабилитировать метод психического воздействия и тем самым оправдать Месмера.
Как закончилась история ученого и врача Франца Антона Месмера , вы узнаете прочитав исследование Стефана Цвейга, а я перехожу к следующей истории, рассказывающей о другом удивительном методе- религиозном.
3
Религиозный метод врачевания Мери Бекер-Эди. Если не веришь в чудо, то оно и не случится.
Исследуя феномен героини своего повествования, Цвейг пишет: «Так же, как уголь и селитра, вещества совершенно различные, будучи смешаны в правильном соотношении, дают порох и развивают громадную взрывчатую силу, так и здесь, благодаря небывалому смешению дарований мистических и коммерческих, истерических и психологических,, возникает невероятная напряженность; и может быть, Америка со своими Фордами и Линкольнами, Вашингтонами и Эдисонами не создавала еще типа личности, который так наглядно выражал бы сочетание американского идеализма и американского делового смысла, как Мэри Бекер-Эди».
Мери Бекер Эдди (1821-1910) родилась в семье фермера и была четвертым ребенком, который оказался весьма слаб здоровьем. К тому же уже с ранних лет стал проявляться эгоцентричный характер- она постоянно подчеркивает свою уникальность и требует повышенного внимания. Очень хорошо определил суть натуры Мери врач лечивший ее от припадков. «Смесь истерии и дурного характера». Эта смесь постоянно провоцирует болезненное состояние, полное бессилие и как следствие абсолютную неспособность адаптации в обществе. Мери Бекер- иждивенка находящаяся на содержании у родственников и мужей. После смерти первого мужа она опять становится бременем для близких ей людей, используя их жалось. Во имя идеи о своем особенном предназначении она отказывается от воспитания единственного ребенка –дочери.
К 40 годам у Мери лишь потери. Состояние здоровья постоянно ухудшается и кажет, что выхода нет, но вдруг она узнает о кудеснике – докторе Квимби. И напрасно родные пытаются доказать, что бывший часовщик исцеляющий заговорами – обычный шарлатан, и лечение у него –это пустая трата денег. Осенью 1862 года Мери отправляется в Портленд и добивается согласия Квимби начать сеансы. И случилось чудо- она исцелились. К ней возвращается жизненная сила. Исцелилась сама следовательно могу лечить других. Кто же как не она –избранная высшим провидением. Ее спаситель не просто вернул здоровье, но и щедро поделился опытом, позволив скопировать записи. Вот как объясняет эту историю с быстрым исцелением изможденной больной, от которой отказались врачи автор в главе «Психология чуда»: «Как могло случиться такое чудо являющееся насмешкой над всеми правилами врачебной науки, над здравым смыслом? Прежде всего, полагаю я, в силу полнейшей готовности Мери Бекер к чуду. Как молния непроизвольно вспыхивает в тучах, но предполагает особую заряженность и напряженность атмосферы, так и чудо, чтобы совершиться, требует определенного предрасположения, некоего нервно и религиозно воспаленного душевного состояния; никогда не случается с человеком чуда без того, что бы внутренне он не ждал его давно и страстно. Мы знаем и учили когда-то, что «чудо-веры лучшее дитя, но этот вид рождения в духе требует полярности, как рождение от отца и матери; если вера- отец, то отчаяние, несомненно, мать чуда; лишь путем сочетания безгранично уповающей надежды с полнейшей безысходностью обретет чудо, здесь, на земле, свой образ». Еще в юности Мери посетила мысль, что она избранная и с ней непременно случится нечто необычное, то, чего остальные недостойны. И теперь её час настал. Она должна вернуться с победой, чтобы не быть осмеянной, а напротив вызывая восхищение и интерес общества к своей особе. Исцеление стало началом новой эпохи. Бекер восхищается Квимби и выпытывает у него все тонкости метода. Используя свой литературный дар, она пишет статьи о своем чудесном выздоровлении и сравнивает своего спасителя с Христом: «Христос излечивал больных, не зельями, не лекарствами. Квимби так говорит, как до него, ни один человек не говорил и не исцелял со времен Христа,- так разве он и истина не едино? И разве не сам Христос жив в нем? Квимби отвалил камень от гроба заблуждения, дабы истина могла восстать, - но мы знаем, что свет во тьме светит и тьма не может объять его».
Впрочем, новая выздоровевшая Мери оказалась для своих родных еще более тяжелой ношей, чем та прежняя достойная жалости. Её фанатичная преданности новой идее и властный характер не терпящий никаких сомнений в правильности выбранного пути постепенно разрушают все родственные связи. «И вот в пятьдесят лет Мери Бекер снова одинока; первого мужа она похоронила, второй ее бросил, ребенок где-то за много миль на чужбине. Она одна на свете, у ней нет денег; призвания, работы, что удивительного, если она доходит до ужасающей бедности. Еще многие годы, вплоть до того, как ей на долю выпадет величайший в девятнадцатом столетии успех среди женщин, будет эта непреклонная воительница во имя безрассудства опускаться до последних унижений, до крайней степени нужды». Лишь в людской доброте находит Мери поддержку. Кто становится её аудиторией? Вот что пишет Цвейг: «Повсюду в мире, в каждом городе, в каждой деревне земного нашего шара имеется такая (очень симпатичная), разновидность людей со смутно- религиозным мироощущением, которых среди их трудовых будней или наряду с ними до самой глубины души захватывает и занимает тайна земного нашего существования, людей склонных к вере, но недостаточно сильных для того, чтобы создать себе веру. Это род людей, обычно чистосердечных и трогательных, но слегка слабых, бессознательно требующих себе посредника, который бы направлял их и руководил ими, повсюду и всегда дает лучшую почву для всяких новых религиозных сект и учений».
Наконец, стойкость и воля Мари Бекер начинают приносить свои плоды. Один из ее поклонников, которому всего двадцать один год, некий Ричард Кеннеди (рабочий картонажной фабрики), соглашается изменить свою жизнь. Он готов воплотить в жизнь принципы «Christian Science» и отважно начинает практику доктора. В Америке это сделать довольно просто- в июле 1870 года молодой человек прибивает к дереву перед арендованным домом табличку «Д-р Кеннеди» и дело в шляпе. И случается чудо- больные идут и как выясняется не только не критикуют новоиспеченного доктора, но и рекомендуют его своим знакомым. И вот уже Мэри Бекер получает первый доход от практики доктора Кеннеди, согласно заключенному договору. Но довольствоваться процентом и оставаться в тени не то, что может удовлетворять властную и деятельную натуру. Бекер наконец осознает свое предназначение -подобно апостолам Христа нести людям благую весть о чудесном методе врачевания, но конечно же не бесплатно. И вот уже печатаются визитки «Мистрис М. Глоуэр., наставница в Моральной науке» и появляются первые ученики. А почему бы не попробовать за сотню стать врачом? Зарабатывает же ее ученик из простых рабочих. Пусть эти доктора мучаются по пять лет в университетах, а мы поумнее будем и всего за шесть недель освоим чудо-науку. «Кандидат из более осторожных, прежде чем рискнуть ста долларами, осведомляется на всякий случай у профессорши, не требуется ли все-таки для студента знать кое-что из анатомии. На это Мари Бекер отвечает весьма решительно и гордо: нет, ни в коем случае, это скорее было бы препятствием, так как анатомия относится к земной науке, а «Science», ментальная наука,- к богу, и миссия ее как раз в том, что разрушить земную науку при помощи «Science».
В 1875 году наконец подведен итог – выходит книга «Наука и здоровье», ставшая второй библией для многих христиан Америки. Общий смысл метода выражен в постулате, что если Бог благо, то зла быть не может, следовательно болезни невозможны. Они следствие ошибки чувств. Человек не какая-то там материя, а божественная субстанция и т.д. и т.п. «Бог есть единая жизнь, и эта жизнь есть любовь и истина, и эта божественная истина побеждает всякое заблуждение и излечивает болезнь». Теперь Бекер становится полной хозяйкой метода и лишает остальных целителей авторитета- никаких манипуляций с наложением рук не требуется- только слово. Ее спаситель и наставник Квимби уже не упоминается, хотя книга в основном строилась на тех записях, которые он великодушно разрешил переписать своей поклоннице. Но впрочем –это обычное дело. Делиться властью и деньгами –это уж точно не про Америку и если в общем, то не про бизнес.
Как сложилась судьба Мэри Бекер после триумфа, вы узнаете прочитав этот интересный и поучительный рассказ о предприимчивой даме из штата Нью-Гэмпшир.
Природу не обманешь – против дряхления тела нет лекарства, но сохранить силу духа- это то, что в нашей власти.
Вот, что пишет автор о героине своего повествования на закате жизни: «Никогда не допустит она в своей гордости, чтобы обнаружили ее слабость, мир должен созерцать ее в ореоле неувядаемой мощи. Как-то однажды лежит она в восьмидесятилетнем возрасте, в постели, терзаемая конвульсиями, беззубая, бессильная старуха с ввалившимися от бессонницы щеками, с нервами, трепещущими от постоянных припадков страха; ей докладывают, что прибыли паломники со вей Америки с единственной целью ее приветствовать. И тотчас ж призыв ее самоощущения властно поднимает тело. Трясущаяся от старости женщина дает одеть надеть на себя дорогое платье, как на пружинную куклу, и раскрасть свои щеки кармином; потом ее ведут, толкают ее, на ревматических ногах, шаг за шагом, в направлении к балкону. Осторожно, как нечто бьющееся, волокут и втаскивают эту рассыпающуюся мумию в открытую дверь. Но едва она оказывается снаружи, на балконе, поверх благочестивой толпы, почтительно обнажающей головы, она гордо выпрямляется, речь пламенно и плавно льется с увядших уст, руки, только что цеплявшиеся за железную решетку, чтобы удержать равновесие, взмывают, как дикие птицы, ввысь; надломленное тело напрягается при звуках собственной речи, и вихрь силы пронизывает царственно откинувшуюся фигуру».
Заключение
В книге есть еще третья история о Фрейде, но поскольку в предыдущем обзоре биографического романа Роже Дадуна «Зигмунд Фрейд» об основателе психоанализа рассказ уже был, то данный обзор решил посвятить только Францу Антону Месмеру и Мери Бекер-Эди.
Спасибо за внимание. Приятного и полезного чтения. Время проведенное с удовольствием и пользой – лучшая профилактика телесных и душевных болезней.