Эпиграф
Только Путь хорош в начале и хорош в конце (Лао-Цзы)
Вдоль дороги всё не так,
А в конце — подавно... (В. Высоцкий)
1
Введение.
В данном обзоре представлена книга Дэвида Роузена «Дао Юнга. Путь целостности» «София», Киев, 1997 г. Перевод выполнил Д. Палец.
В своей работе Дэвид Роузен исследует две параллельные темы: рассказывает о древнекитайской философии- Даосизм и научном пути Карла Густава Юнга (1875-1961), который считается вторым основателем психоанализа. Пионером же был Зигмунд Фрейд, который писал молодому коллеге: «Если я Моисей, то Вы- Иисус Навин и будете обладать обетованной землей психиатрии, которую я могу лишь смутно различать издалека». Однако, как замечает, автор книги: «В отличии от Фрейда Юнг трактовал бессознательное и как личное и как коллективное».
Сразу хочу сказать, что перед прочтением этой книги стОит ознакомиться с общими положениями психоаналитической системы Юнга. А представленная работа послужит хорошим дополнением к уже полученной информации, тем более, что книга снабжена большим количеством фото и иллюстраций. Например, фото «Смеющийся шутник»- это изображение, высеченное Юнгом на камне символизирует архетип называемый «Шут».
Для чего эта книга? Сам автор пишет «Я надеюсь, что эта книга не только расскажет читателям о даосизме и психологии Юнга, но и внушит им необходимость объединения начал и энергий инь (пассивного и женского) и ян (активного и мужского), способствовав более гармоничному и умиротворенному образу жизни. Как всем известно, наш мир, все сильнее давящий на человека и переполняющий его стрессами, весьма и весьма нуждается в этом. Психология Юнга, как и даосизм, подразумевает вторичность эго и личного бытия человека по отношению к Самости, или Дао, являющемуся Высшим Бытием, Первичной Сущностью И Вечным Путем». «Основные положения психологии Юнга являются центральными и в даосизме: низложение эго и возрождение в себе смирения перед лицом Самости, возникающей по мере того, как человек, движется по вечному Пути Дао».
2
Немного о Даосизме.
Автор предлагает читателю познакомиться с пиктограммой, которая символизирует понятие Дао. Верхняя часть левой половины связана с понятием земля и означает движение шаг за шагом, но черта внизу –это неподвижность. В правой части символически изображена голова с торчащими волосами, что ассоциируется с небом и определяется как начало. В единстве эти символы означают- Путь, которым сам неподвижен, ведет от начала к концу и обратно. Впрочем, как отмечает Дэвид Роузен есть еще перевод понятия Дао –это «Смысл».
Дэвид Роузен утверждает, что в западном обществе: «Даосизм, как дно из направлений восточной духовной мысли, становится все более популярным. Священный даосский текст Дао дэ цзин занимает второе место по количеству переводов после Библии». Дао дэ цзин появляется в VI веке до н.э. и дословно означает «Классическая книга о Пути целостности», а ее автором считают китайского мудреца Лао- Цзы, учение которого предшествовало Конфуцианству. Источником идей для Лао-Цзи стала древняя» Книга перемен» (И-Цзин), появившаяся примерно на тысячу лет раньше.
Последователь Лао-Цы Чжуан- Цзы как-то рассказал свой сон о бабочке: «Однажды мне, Чжуан-Цзы, приснилось, будто я бабочка и я счастливо порхаю там и сям и наслаждаюсь жизнью, не задумываясь о том, кто я есть. Вдруг я проснулся и увидел, что я на самом деле Чжуан-Цзы. Снилось ли Чжуан-Цзы, что он бабочка, или же бабочке снилось, что она Чжуан-Цзы? Между Чжуан-Цзы и бабочкой должна быть некая разница. Это случай метаморфозы». Еще в детстве у Юнга, которому нравилось представлять, что неодушевленный предмет обладает сознанием, возникали похожие мысли. Например, подолгу сидя на камне в саду Юнг в итоге начинает размышлять о том, кто же он: «Человек, который сидит на камне или камень на котором сидит человек»? Спустя тридцать лет (1912-1913) ученый вернется к своему камню и испытает необычное ощущение: «…и вдруг я снова стал тем ребенком, который разжигал полный таинственного смысла огонь, и я сидел на камне, не зная кто был всем: я им или он мной. Я вдруг подумал о свой жизни в Цюрихе, и она показалась мне чуждой, как весть из другого мира и другого времени. Это путало, ведь мир детства, в который я погрузился, был вечностью, и я, оторвавшись от него, впал в ощущение времени- длящегося, уходящего, утекающего все дальше». Вечность и Дао – единые понятия. Как говорил Лао-Цзы- «Дао вечно и бесконечно, ибо никогда не рождалось и стало быть никогда не умрет Дао не принимает ничьей стороны; Оно дает жизнь как добру, так и злу».
3.
Несколько эпизодов из биографии Юнга.
- Начну с одного любопытного детского переживания, которое Юнг впоследствии назовет «Эго-сознание». Наблюдая прекрасную картину- кафедральный собор, крыша которого сияет от солнечного света, юный Карл представляет Бога сидящего на золотом троне там высоко в голубом небе, но вдруг мысли его обрывает приступ удушья, вызванный страхом перед невольно возникающим образом. Что это было? Страх согрешить в мыслях, от которого подростку все же удалось избавиться через несколько дней. И он: «…собрал всю свою храбрость. Как если бы вдруг решился немедленно прыгнуть в адское пламя, и дал мысли возможность появится. Я увидел перед собой кафедральный собор, голубое небо. Бог сидит на своем золотом троне, высоко над миром- и из под трона кусок кала падает на сверкающую новую крышу собора, пробивает ее, все рушится, стены собора разваливаются на куски». Выпустив наружу мысль, пугающую его своей греховностью, Юнг испытывает облегчение. Бог лишь испытывал его, показав темную сторону своей сущности: «Бог способен быть чем-то ужасным». Эта тайная мысль создала пропасть между ним и христианской церковью и обрекла на одиночество.
- Отец Юнга умер в 1896 году после тяжелой болезни. Юнгу в это время было двадцать лет и он –студент Базельского университета, выбравший. своей специализацией психиатрию (психоанализ). «В психиатрии я видел поле для практических исследований, как в области, так и в области человеческог сознания, это сочетание я искал повсюду и не находил нигде. Это была, наконец та область, где взаимодействие природы и духа становилась реальностью». Смерть отца заставила Юнга по- новому взглянуть на свою жизнь. Мать советовала оставить университет и начать работать, чтобы содержать семью. Как-то раз зайдя в комнату Юнга она увидев диаграммы развешанные на стене позволила себе пренебрежительно отозваться о работе сына. Этот случай сильно огорчил Карла, ведь он не нашел понимания и поддержки в самом близком человеке. Конечно Юнг успокоил себя мыслью о том, что мать просто не понимает значимость его работы для решения важной проблемы, но именно этот случай определяет его решение уйти из дома и начать полноценную самостоятельную жизнь.
- Мать же помогла сыну принять еще одно важное решение – о создании собственной семьи. Она отправила сына навестить старых знакомых: «Войдя в дом, я увидел девочку с косичками, примерно четырнадцати лет, стоящую на лестнице. Я сразу понял: это моя жена. Я был глубоко взволнован. Несмотря на то что я видел ее лишь мгновение, я тут же со всей определенностью понял, что она станет моей женой». Вот как объясняет этот феномен Дэвид Роузен: «Для того чтобы с одного беглого взгляда угадать в девочке-подростке свою будущую жену, она должна быть практически стопроцентным отображением Анимы». Кстати, Эмма не сразу согласилась выйти за Юнга, поскольку не могла приять идеи Юнга о том, что она воплощение какой-то там Анимы. Но жених не отступал и вняв его доводам примерно через год в 1903 году ответила согласием на предложение к тому времени уже твердо стоящего на ногах Карла. Брак в общем-то оказался удачным- материальное благополучие, дети и вполне доброжелательные гармоничные отношения , но так будет не всегда.
- В 1911 году у тридцатишестилетнего Юнга случился роман с пациенткой – двадцатитрехлетней Антонией Вольф, которая переживала депрессию из-за смерти отца. «Положительный и мощный отцовский трансфер вылился в трансфер эротический» Ради интимных отношений с Тони, Юнг в 1914 году даже оставил врачебную практику. Как отмечает Дэвид Роузен: «Он слепо спроецировал любовь женского начала своей психики (своей слепой Соломеи) На Тони Вольф.. Результатом этого «воплощения образа» явилось создание юнговской концепции Анимы и три человека- Юнг, Тони и жена Юнга Эмма- в конце концов смирились с образовавшимся «невротическим треугольником». Образ Соломеи – прекрасной слепой девушки, сопровождавшей некого мудрого старца Илию возник ранее в видении Юнга и символизировал Аниму, а слепота означала неспособность видеть значения вещей. В итоге осмысления ситуации Юнг как раз и сформировал новые подходы к своей психологической концепции: «Внутреннего женского, или Анимы, у мужчин и параллельно ей концепция «внутреннего мужского, или Анимуса, у женщин».
4
Мандалы и И-Цзын.
- На санскрите мандала означает- магический круг.
Первую мандалу Юнг нарисовал в 1916 году. А затем уже в 1918-1919 годах, исполняя обязанность коменданта зоны английских войск (11 ноября 1918 г. Германия капитулировала, признав поражение в первой мировой войне) он рисует мандалы каждое утро. Эти рисунки отражают его душевное состояние.
Самую величественную мандалу «Окно в вечность» Юнг нарисовал в 1927 году.
А самому автору книги довелось увидеть рисунок Юнга во время поездки в Боллингем, где в «Башне» (так называл Юнг свой дом) над кроватью располагалась огромная мандала. «Лучи белого цвета исходят из вложенных друг в друга сфер, двенадцати в первой концентрической группе и двадцати четырех во второй, и сходятся в центре. Все это сияет на лазурном фоне, напоминающем море. Четыре красных внешних дуги кажутся языками пламени. Эта мандала отражает даосскую концепцию света (тайны Золотого цветка), который исходит от союза воды (инь-женского) и огня (ян-мужского).
В 1950 году Юнг в предисловии к И-Цзин рассуждая о древнекитайском способе мышления вводит новый термин–«синхронность», который определяется как: «аказуальный принцип, стоящий за знаменательными совпадениями». От себя уточню, что этот принцип, например, подразумевает веру в вещие сны, которые иногда сбываются или в гадания. Например, во время похода князя Игоря на половцев в мае 1185 года случилось солнечное затмение, которое было воспринято большинство, как дурной знак. Князь настоял на продолжение похода, но в итоге потерпел поражение. Таким образом, «аказуальный принцип» – это то, что можно назвать мистическими совпадениями, то есть не имеющим реальных объективных причинно-следственных связей.
Прежде чем, публиковать древнекитайскую книгу, Юнг решил обратиться за советом к самой книге . На вопрос имеет ли смысл предоставлять ее европейскому читателю. выпала пятидесятая гексограмма, которая указывала на поддержку проекта. Кроме того, «И-Цзин жаловалась, что ее прекрасные качества остаются непризнанными и поэтому невостребованными. Она тешила себя надеждой, что вскоре обретет признание».
Вторая гексаграмма «Восход» -это развитие и благоприятное будущее.
Исследуя информацию содержащуюся в « Книге перемен» Юнг приходит к выводу, что она заключает в себе гораздо больше, чем кажется невооруженному глазу. «И- Цзин постоянно говорит о самопознании…У меня нет ответов на бесчисленное множество вопросов, к которым приводят попытки согласовать предсказания «И-Цзин» с принятыми у нас научными канонами. Однако ни о чем «оккультном» здесь не может быть и речи. Моя позиция в этом отношении прагматична…Иррациональное многообразие жизни научило меня не отвергать ничего, даже если оно противоречит всем нашим теориям».
5
Заключение.
В 1960 году Юнг начинает работу на книгой «Человек и его символы», но закончить труд ему не удалось. 6 июня после непродолжительной болезни почетный доктор Женевского университета Карл Густав Юнг умер.
«Если ты стоишь посередине и принимаешь смерть всем своим сердцем, ты не исчезнешь никогда»
P.S. Вставлю свои «пять копеек», а что делать? Не можешь написать ничего своего умного, так хоть «примазаться» к чужому умному. Пока читал книгу вспомнил, что у меня тоже есть И-Цзин, подаренная давным-давно. И был период, когда я часто обращался за советом к этой книге. И что удивительно И-Цзын как бы улавливала мое настроение. Когда были трудности успокаивала и вселяла надежду. Если обуревала грех гордыни, то предупреждала что б не зарывался и не переоценивал свои силы. И вот теперь на вопрос имеет ли смыл тратить время на новые идеи или удовлетвориться текущим положением вещей выпала гексаграмма 24-возврат.
«Вам кажется,что вы совершенно запутались в окружающей обстановке, и вы сильно нервничаете по этому поводу. Однако помехи несущественны, и вы справитесь с ними очень скоро, если будете усердно и добросовестно работать. Некий. вполне определенный срок- семь дней или семь недель, и быть может семь месяцев- обретет для вас большое значение. По всей вероятности , вы и сами чувствуете, что стоите на пороге серьезных перемен в судьбе, и это действительно так. Еще немного, и все устроится. Постепенно, монетка к монетке, скапливайте деньги. Решительно и неудержимо устремитесь вы новым путем».
И вот теперь лежу на диване и думаю: Кто я? Человек лежащий на диване или диван на котором лежит человек?