1.  

Введение. 

Представляю вашему вниманию сборник рассказов

А. П. Чехова (1860-1904). 

chimba_ab719bdfbdb492592bc67e5cf11f50db.jpg

Издание- М. «Советская Россия» 1985 г. 

    Из этой книги отобрал три рассказа: «Злоумышленник», «Маска» и «Любовь».

 Первые два рассказа я бы отнес к жанру «черного» юмора. Что же тут такого «черного»? Например, ситуации. В рассказе «Злоумышленник» речь идет о серьезном преступлении и не менее серьезном наказании и тем не менее произведение юмористическое. Вот читаешь и становится смешно, но не то чтобы хохотно, а так… улыбчиво. 

 В рассказе «Маска» ситуация вроде-бы комичная, но по форме, а по сути трагичная. Мало, что богатство дает право владельцу на хамство, так еще и служит поводом для окружающих унижаться, забыв о достоинстве ради выгоды.

 Третий рассказ «Любовь». Ироничная и добрая ода любви. В одном коротком рассказе описан путь от жениха до мужа. Можно воспринять его и как пособие по ухаживанию и завоеванию сердца девушки и как рецепт семейного счастья.

                                                    2

                                     «Злоумышленник».

 Действительно ли злоумышленник имел злой умысел?

Шилишпер –это жерих. И у нас он водится, или уже водился, но помню как-то в юном возрасте ловил пару раз в «Тихой Сосне». Я уже давно не рыбак, но тут перечитывая Чехова вспомнился такой момент. Вот еще польза от чтения –нахлынули приятные воспоминания о том времени, когда был молод –все еще впереди и все еще живы.

Итак, некие мужики откручивают гайки на железной дороге. Одного поймали и привели к следователю. Но следователю что надо? А надо, что бы дело было серьезное. Рассказ был написан в 1885 году, к этому времени в Российской империи вовсю действовали революционные организации. В том числе активно использовавшие террористическую тактику. Вот если бы выяснилось, что кто-то из народовольцев того мужика надоумил, то совсем другое дело! Тут уж точно жди благодарности и повышения, а за обычного крестьянина, который по скудоумию ту гайку отвернул никакой награды, а только морока. Злоумышленник Денис Григорьевич: «… маленький чрезвычайно тощий мужичонко в пестрорядинной рубахе и латаных портах. Его обросшая волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости На голове целая шапка давно уже нечесанных, путанных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос». Денис Григорьев не выгладит особо испуганным. На вопрос следователя для чего нужна гайка отвечает дерзко: «Коли б не нужна была, не отвинчивал бы». Но затем объясняет следователи, что климовские мужики из них делают грузила. Но следователь гнет свою линию, а может хотел, выражаясь современным языком, диверсию учудить? 

-Послушай, братец, не прикидывайся ты мне идиотом, а говори толком. Нечего тут про грузила врать!

-Отродясь, не врал, а тут вру….-бормочет Денис, мигая глазами.- Да нешто ваше благородие, можно без грузила? Странный человек это следователь. Дураку ясно, что наживка же без груза на дно не пойдет. Без грузила ловят только рыбу, которая поверху плавает. Например шилишпер, но: «В нашей реке не живет шилишпер….Эта рыба простор любит». 

-Для чего ты мне про шилишпера рассказываешь?

-Чаво? Да ведь вы сами спрашиваете! У нас и господа так ловят. Самый последний мальчишка не станет тебе без грузила ловить. Конечно который непонимающий, ну, тот и без грузила пойдет ловить. Дураку закон не писан.

 Чувствуете, как тонко поддел следователя? Мол это не я идиот, а ты дурак, что элементарных вещей не понимаешь. Причем, следователь еще больше подкрепляет убеждение допрашиваемого, в своей недалекости в простых жизненных вопросах.

-Но для грузила ты мог взять свинец пулю….гвоздик какой-нибудь…

-свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки не найтить….И тяжелая, и дыра есть.

Действительно! Зачем покупать если можно украсть. Ну… не то чтобы украсть….взять бесплатно.

 И вполне разумно парирует обвинения следователя, что мол итогом могло стать крушение и гибель людей. 

-Да пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам!

Это мы понимаем….Мы ведь не все отвинчиваем…оставляем. Не без ума делаем….понимаем.

Это понимаем, а что итогом таких действий когда всей деревней гайки воруем, может быть трагедия- не понимаем.

-Все ты понимаешь! Это ты врешь! Это ты врешь, прикидываешься!

-Зачем врать? Спросите на деревне, коли не верите….Без грузила только уклейку ловят, а на что хуже пескаря, да и тот не пойдет тебе без грузила.

-ты еще про шилишпера расскажи!- улыбается следователь.

-Шилишпер у нас не водится…Пущаем леску без грузила поверх воды на бабочку, идет голавль, да и то редко.

Вот, что бы мужику не понять –надо раскаяться. Мол, ваше благородие, по невежеству делали и больше такого и сам не сделаю и другим не позволю. Но нет -так не понял. Вроде бы и жалко его, но закон суров. Суд и каторга.

«Судьи! Помер покойник барин- генерал, царствие небесное, а то показал бы он вам судьям…Надо судить умеючи, не зря….Хоть и высеки, но что б за дело, по совести…».

                                                           3 

                                                    «Маска». 

 Дело было ночью в одном из общественных клубов, где проходил бал-маскарад. В зале люди танцевали , а в читальне –читали, дремали: «…и по выражению местного корреспондента столичных газет, очень либерального господина,- «мыслили». И вот в это царство мысли и просвещения врывается веселая компания во главе с господином, одетым в костюм кучера и шляпе с павлиньими перьями и, разумеется, в маске. Господин этот предлагает читающим интеллигентам прекратить свое занятие, на что ему отвечают: «Здесь не место пить». 

«Почему не место? Нешто стол качается или потолок обвалиться может? ЧуднО! Но….некогда разговаривать! Бросайте газеты….Почитали малость и будет с вас, и так уж умны очень, да и глаза попортишь, а главнее всего я не желаю и все тут». Один из интеллигентов пытается становить нарушителя спокойствия и объявляет, что он очень важная персона- директор банка Жестяков! 

 На что мужчина реагирует весьма дерзко: «А плевать мне, что ты Жестяков! А газете твоей вот какая честь….Мужчина поднял газету и изорвал её в клочки». Мало того он начинает насмехаться над протестами оппонентов: «Они рассердившись,- засмеялся мужчина,- Фу-ты, Ну-ты, испугался! Даже поджилки трясутся. Вот что господа почтенные! Шутки в сторону, разговаривать с вами мне не охотно….Потому, как я желаю статься тут с мамзелями один и желаю себе тут удовольствие доставить, то прошу не претикословить и выйти…Пожалуйте-с! Господин Белебухин, выходи к свиньям собачьим! Что рыло наморщил? Говорю выходи стало быть и выходи!». Но посетители читального зала не сдаются и вызывают на помощь дежурного старшину, а потом и главного полицейского Евстрата Спиридоновича: « В читальне поднялся невообразимый шум. Евстрат Спиридонович, красный как рак, кричал, стуча ногами. Жестяков кричал. Белебухин кричал. Кричали все интеллигенты, но голоса всех их покрывал низкий, густой, придушенный бас мужчины в маске. Танцы, благодаря всеобщей сумятице, прекратились, и публика повалила из залы к читальне». Написали протокол и тут инкогнито решает снять маску: «Мужчина поднялся, вытянулся во весь рост и сорвал с себя маску. Открыв свое пьяное лицо и поглядев на все, любуясь произведенным эффектом, он упал в кресло и радостно захохотал. А впечатление, действительно, произвел он необыкновенное. Все интеллигенты растерянно переглянулись и побледнели, некоторые очесали затылки. Евстрат Спиридонович крякнул, как человек, сделавший нечаянно большую глупость. В буяне все узнали местного миллионера, фабриканта, потомственного почетного гражданина Пятигорова, известного своими скандалами, благотворительностью и, как не раз говорилось в местном вестнике,- любовью к просвещению». Скандал сразу прекратился. Удрученная публика сразу же покинула читальню оставив Пятигорова наедине с барышнями. Впрочем, через некоторое время появилась возможность реабилитироваться перед столь уважаемым человеком. Накуражившись Пятигоров засыпает в зале, а Белебухин разбудив миллионера, предлагает ему отправиться домой и себя в сопровождающие. Пятигоров согласился и: «Белебухин просиял от удовольствия и начал поднимать Пятигорова. К нему подскочили другие интеллигенты и, приятно улыбаясь, подняли потомственного гражданина и осторожно повели к экипажу. Ведь этак одурачить целую компанию может только артист, талант,- весело говорил Жестяков подсаживая его. Я буквально поражен, Егор Нилыч! До сих пор хохочу…Ха-ха….А мы-то кипимс хлопочем! Ха-ха! Верите? И в театрах никогда так не смеялся….Бездна комизма! Всю жизнь буду помнить этот незапамятный вечер!. Проводив Пятигорова, интеллигенты повеселели и успокоились. Мне руку подал на прощание,- проговорил Жестяков, очень довольный. Значит, ничего не сердится….Дай-то бог!- вздохнул Евстрат Спиридоныч, Негодяй, подлый человек, но ведь –благодетель!. Нельзя!».

                                     4 

                            «Любовь»

Рассказ начинается с того, как молодой человек пишет письмо объекту своих воздыханий. После долгих творческих мук, наконец-то, письмо написано и отправлено. И уже на следующий день приходит ответ: «Я очень рада приходите сегодня пожалуйста к нам непременно я вас буду ждать. Ваша С.». Молодой человек конечно замечает и отсутствие запятых и букву е в слове непременно, но это же пустяки! «В размашистом, но несмелом почерке «Саши я узнал походку Саши, ее манеру высоко поднимать брови во врем смеха, движения ее губ», но вот предложение Саши прийти к ним в гости не соответствовало цели встречи. Лишние глаза и уши …уж точно лишнее при встрече для объяснения в высоких чувствах. Посему, было предложено более подходящее место «для rendez-vous» и оно было принято! «В пятом часу вечера я пробирался в самый далекий и глухой угол городского сада. В саду не было ни души, и свидание могло быть назначено где-нибудь поближе, на аллеях или в беседках, но женщины не любят романтиков наполовину; коли мёд, так и ложка, коли свидание так подавай самую глухую и непроходимую чащу, где рискуешь наткнуться на жулика или подкутившего мещанина». И действительно, было заметно, что для Саши её поклонник был лишь деталью, а главное –это конечно романтика! «Не было минуты, чтобы она забылась, замерла, сбросила со своего лица выражение таинственности, и, право будь вместо меня какой-нибудь Иван Сидорович или Сидор Иваныч, она чувствовала бы себя одинаково хорошо. Извольте-ка при таких обстоятельствах добиться любят вас или нет? Если любят, то по настоящему или не по-настоящему?» Вторая часть свидания проходила уже в квартире влюбленного. «Присутствие в холостой квартире, любимой женщины действует, как музыка и вино. Обыкновенно начинаешь говорить о будущем, причем самоуверенность и самонадеянность не знают границ. Строишь проекты, планы, с жаром толкуешь о генеральстве, не будучи еще прапорщиком, и в общем несешь такую красноречивую чушь, что слушательнице нужно иметь много любви и незнания жизни, чтобы поддакивать». Впрочем, Сашу мало интересовали сложные темы и проекты. Она была вполне земная и прагматична девушка. Свидание ей понравилось и квартира тоже. Так чего ж тут рассуждать, коль нашелся завидный жених с серьезными намерениями. 

          В общем, начался период подготовки к свадьбе, в который невесте не до жениха: «А то бывало захочешь или прокатиться с невестой, зайдешь к ней, а она уже стоит со своей маменькой в передней совсем одетая и играет зонтиком. А мы в пассаж идем! Говорит она. Нужно прикупить еще кашемиру и шляпку переменять. Пропала прогулка! Я привязывался к барыням и шел с ними в пассаж. Возмутительно скучно слушать, как женщины покупают, торгуются и стараются перехитрить надувающего лавочника. Мне стыдно делалось, когда Саша, переворачивая массу материи и сбавив цену ad minimum, уходила из магазина, ничего не купив или же приказав отрезать ей копеек на 40-50».

Но все проходит и вот сбылась мечта жениха –он женат! И пусть молодая жена не столь умна сколь хотелось бы, но: «Бывало помню, в дни моего ловеласничества я бросал женщин из-за пятна на чулке, из-за одного глупого слова, из-за нечищеных зубов, а тут я прощаю всё….Прощаю я почти бессознательно, не насилуя своей воли, словно ошибки Саши- мои ошибки, а от много, что меня коробило, я прихожу в умиление, и даже восторг. Мотивы такого всепрощения сидят в моей любви к Саше, а где мотивы самой любви-право не знаю». 

                                             5

                                       Заключение

         Рассказы написаны в 80-х годах 19 века. А что изменилось? Воришки поумнели и гайки от рельс не откручивают, но вот «свиснуть» что-нибудь другим нужное, например, провода...ну да в отличии от крестьянина 19 века они понимают что воруют, а толку –то что понимают…, если все равно воруют. 

      И благоговение перед богатством такое, что готовы даже хамство терпеть. Да ладно хамство, так еще и нарушение законов. А поставьте себя на место управляющего банка- это ж самый важный клиент, а ну как обидится и перейдет к конкуренту…

         Хорошо, что есть любовь. Вот поженились люди и теперь они уже не одни, а друг с другом. И род человеческий продолжится, а остальное дело воспитания, культурного развития общества, так сказать, цивилизации-с…