Эпиграф

                       В чем разумность уважения к ученым?

                   В том, что уважение к ним-лишь видоизменение 

              уважения к науке, любви к знанию, любви к истине…

                                                        (Н.Г. Чернышевский)

                                            1  

                                 Введение.

 Вот катится мячик по полю и обычный наблюдатель только переживает попадет ли любимая команда этим мячиком в ворота. Но ученый смотрит не просто так, а размышляет : почему мяч катится, какие силы на него воздействуют, а как этот объект поедет себя в воздухе или например в воде? И не просто размышляет, а начинает изучать явление и представляет свои идеи в виде математических формул. И уже не мячик летит по воздуху, а машина управляемая человеком…

 Девиз приведенный в заголовке использовала Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891) во время своего выступления перед комиссией Парижской академии наук. Представленная математическая работа по движению твердого тела вокруг неподвижной точки вызвала восторг у академиков, которые решили присудить ученой повышенную премию в пять тысяч франков. Но в данном обзоре речь пойдет не о Софье Ковалевской, а о Сергее Алексеевиче Чаплыгине (1869-1942).

 Предлагаю вашему вниманию книгу из серии Творцы науки и техники. «Формула мудрости» М. Изд. «Знание» 1984 г.

Автор книги Давыд Иосифович Гай сотрудник газеты «Вечерняя Москва» и автор многих исследований по истории авиации. Кроме тог, он автор романа «До свидания, друг вечный». Про роман ничего сказать не могу, ибо не читал, но прочитаю обязательно или наверное….в общем, постараюсь.

                                                           2.

                         Несколько страниц биографии. 

  Родился будущий ученый в Ранебурге –уездном городе Рязанской губернии. Он был третьим ребенком и единственным выжившим новорожденным. Гимназическое образование получал уже в Воронеже, куда они переехали после смерти отца, к новому мужу матери. В этой семье у него появляются сводные брат и три сестры. Сережа рос способным. Уже к шести научился хорошо считать и писать. Феноменальная память стало залогом его успешных занятий в гимназии, а самым любимым предметом была математика. В мае 1886 года он с золотой медалью оканчивает гимназию и становится студентом Московского университета поступив на физико-математический факультет. Научным руководителем диплома стал Николай Егорович Жуковский. «Жуковcкий читал студентам в зависимости от курса обучения введение в механику (сюда входили кинематика и элементарная статика), динамику материальной точки, аналитическую статику, динамику системы и теорию притяжения». Именно Жуковской, предложит ученому тему магистерской диссертации. В 1893 году Чаплыгин заканчивает работу: «О движении твердого тела в несжимаемой жидкости». За эту работу молодой ученый получил награду- премию имени Н.Д. Брашмана. Защита магистерской диссертации «О некоторых случаях движения твердого тела в жидкости» в 1898 году прошла успешно и Чаплыгин получает степень магистра прикладной математики.

                                                 3.

                    Из истории авиации. Воздухоплавание: как все начиналось.

 Пионером отечественного самолетостроения был Александр Федорович Можайский, который летом 1882 года провел испытание своего моноплана (строился на личные средства). Но испытание оказалось неудачным: моноплан даже не смог оторваться от земли. После неудачного опыта имя испытателя оказалось почти забытым

 Тема воздухоплавания заинтересовала Чаплыгина в 1909 году. На съезде естествоиспытателей и врачей (31 декабря) выступил Жуковский с докладом: «Грузоподъемность летательных машин и вихревая теория гребного винта», а на следующий день с докладом о конструкции моноплана Ф.Ф. Терещенко, который был состоятельным киевским сахарозаводчиком и построившим аэроплан на собственные деньги. Пятого января состоялось еще одно важное событие в истории отечественного воздухоплавания –состязание моделей летательных аппаратов. Победителями стали С.С. Неждановский и В.И. Рерберг. Позволю себе дополнить текст книги исторической справкой. Сергей Сергеевич Ждановский (1850-1940) был одним из первых разработчиков идеи реактивного двигателя, а также стал первым в России конструктором аэросаней. А вот информации о В.И. Рерберге в интернет и своей справочной литературе не нашел. Во многом благодаря энергии Жуковского в 1910 году создается Московское общество воздухоплавания. «Общество имеет целью содействовать развитию русского воздухоплавания во всех сферах и применениях, преимущественно научно-технических, военных и спортивных. Оно будет иметь свой печатный бюллетень. Ходынское поле отдается для организации полетов». Разумеется он предложил своему ученику и другу принять участие в работе общества. Осенью 1910 года происходит ряд событий продемонстрировавших успехи российского воздухоплавания. Блестящие выступления авиаторов восторгали русскую публики и прогремели на весь мир. Тут нельзя не вспомнить инженера Якова Геккеля, который строил самолеты в собственной мастерской на свои средства и Петра Нестерова, который предоставил уникальный моноплана с двумя стабилизаторами, расположенными спереди и сзади аппарата, и с двумя рулями высоты.

 Этой же осенью случилась первая утрата среди отважных первопроходцев отечественной авиации. 24 сентября погиб Лев Мациевич. Авиатор выпал из аэроплана опрокинувшегося на высоте 400 метров из-за лопнувшей проволоки, которая опутала винт. Российским ученым предстоял еще долгий и трудный путь прежде чем были созданы надежные и скоростные машины. 

   Уже при советской власти в 1922 году Совет труда и обороны утверждает трехлетнюю программу развития авиации. И начинается дискуссия о переходе на металлические конструкции. По инициативе Чаплыгина в ЦАГИ создается комиссия по решение проблемы постройки металлических самолетов. Усилия увенчались успехом. В мае 1924 года самолет АНТ-2 сделанный полностью из советского "крылатого метала" успешно прошел испытания. 

  Закончу обзор еще одним фактом из биографии ученого. В 30-х годах вышло полное собрание сочинений Чаплыгина: «Всего 38 работ в собрании сочинений Чаплыгина увидевшем свет при его жизни. Но каких работ! Почти каждая опережает вое время, почти в каждой бездна идей. Находящих горячих сторонников». Например, направление связанное с изучением аэродинамики крыла нашло продолжение в работе В.В. Голубева, М.А. Лаврентьева , Л.И. Седова, С.А. Христиановича.

                                             4 

                                 Заключение

Как говорил академик С.А. Христианович: «История открытия законов полета- одна из наиболее драматичных в науке. Люди веками наблюдали полет птиц, но до начала нашего века все еще оставалось неясным, почему птицы при небольших силах и малых запасах энергии могут совершать длительные перелеты с очень большими скоростями».

И еще в заключение оглавление книги

chimba_d21f8fff0ba13865fb57df56f65073f7.png